Загрузка...

Проигрыш по таможне

23.08.2010
5 мин.
на чтение
Прочитать позже

Сложившаяся практика российских таможенных органов становится барьером для развития инновационныхи высокотехнологичных производств в России. Создание Таможенного союза лишь обостряет эту проблему — Казахстан и Белоруссия оказываются привлекательнее для инвесторов.

здержки, связанные с пересечением таможенной границы, носят подчас непредсказуемый характер и приводят к отказу от размещения в России новых производств, — заявил Дмитрий Медведев на совещании, посвященном вопросам инвестиционного климата. — Эти проблемы затрагивают и отечественных производителей, включая потенциальных экспортеров высокотехнологичной продукции. Финансовое бремя экспортных процедур, сроки оформления поставок, сложность механизмов экспортного и валютного контроля — все это ставит нас в очень сложные условия, мы просто проигрываем по отношению к нашим конкурентам».

Для бизнеса российская таможня — то же самое, что ГИБДД для автолюбителя: принцип «не заплатишь — не поедешь» и тут и там является определяющим. С Федеральной таможенной службой (ФТС) ситуация даже хуже, поскольку у нее есть план по перечислению сборов в бюджет, и именно по цифрам этих перечислений в первую очередь оценивается работа таможенников. Следствием чисто фискального подхода к таможенным вопросам закономерно оказываются, с одной стороны, драконовское администрирование, с другой — тотальная коррумпированность системы.

Например, ФТС уже много лет добивается права приостанавливать ввоз любых брендовых товаров при подозрении, что они являются контрафактом. Несмотря на то что законодатели и правительство регулярно отказываются официально закрепить за ФТС такое право, на практике ввести в Россию брендовый товар без задержки на таможне почти невозможно. Как результат, по оценке таможенных брокеров, до 80% одежды и обуви, красующейся в российских бутиках, ввезено по «серым» схемам — за взятки таможенникам. И уже как норма воспринимается абсурдная по сути ситуация, когда ввозить товар по «серым» схемам оказывается проще и выгоднее, чем по закону, — импортер освобождается от большой головной боли, связанной с проверкой документов или с искусственным затягиванием сроков их оформления таможней (что в конце концов может вылиться в простой машины или в дополнительные расходы на хранение груза на складах временного хранения). Мало того, «серые» документы, как правило, оформляются таможенниками вне очереди, в обход «белых» импортеров (предприниматели отмечают, что таможенные посты обычно берутся за «серые» поставки охотнее, а вот заставить их правильно растаможить груз, оформленный по закону, нередко бывает проблематично).

Борьбу с коррупцией на таможне власти ведут много лет, впрочем, без особого рвения и без заметных результатов — пока таможня давала более 40% доходов федерального бюджета, все остальное чиновников мало беспокоило. Однако сегодня ситуация резко изменилась. Во-первых, предприниматели, которых достал таможенный беспредел, начали использовать в своих целях кампанию по развитию инноваций и завалили правительство жалобами на то, что таможня препятствует ввозу в страну высокотехнологичного и инновационного оборудования. Во-вторых, создание Таможенного союза сделало вполне реальной опасность бегства многих российских компаний, зависящих от импорта товаров или оборудования, в Казахстан, где таможня гораздо лояльнее к бизнесу. На упомянутом совещании по улучшению инновационного климата министр экономразвития Эльвира Набиуллина подчеркнула, что международный рейтинг России по показателю простоты таможенных процедур сильно уступает рейтингам и Казахстана, и Белоруссии.

В Кремле адекватно оценивают изменение ситуации. «Всем понятно, что работа таможенных служб стран — участниц Таможенного союза это не просто налаживание кооперационных связей, а, по сути, часть конкуренции за экономического оператора, — заявил Дмитрий Медведев. — В случае изменения маршрутов товаропотоков, а это возможно, за ними, естественно, тянется цепочка логистического бизнеса, а затем подстраивается и производство. Очевидно, что операторы внешнеэкономической деятельности будут стремиться туда, где таможенные процедуры более понятны, более прозрачны и где финансовая нагрузка, связанная с их прохождением, менее обременительна».

Обеспечить эффективное функционирование таможни в новых условиях должно, в частности, принятие закона «О таможенном регулировании», который призван заменить действующий сейчас Таможенный кодекс. Планировалось, что закон вступит в силу уже с 1 июля, однако из-за развернувшейся межведомственной борьбы его принятие отложили на осень. «ФТС, которая сначала предложила свою версию законопроекта, исходила из того, что все основные вопросы в сфере таможенного законодательства нужно отдать для ведомственного нормотворчества самой ФТС, — объясняет Галина Баландина, партнер “Пепеляев групп”, курирующая практику таможенного права и внешнеторгового регулирования. — Для бизнеса это означало бы неопределенность и нестабильность. Кроме того, сыграло роль накопленное недоверие к таможенной службе: в последние годы нормативные и иные документы, принимаемые ФТС, основываются на критериях удобства проведения контроля, причем контроля тотального, когда каждое указываемое в таможенной декларации сведение необходимо подтверждать десятком документов, справок, заключений. В законопроекте Минэкономразвития (принятом в первом чтении 18 июня. — “Эксперт”) было предложено согласовывать ведомственные акты ФТС с Минэкономразвития, Минтрансом, другими ведомствами, с тем чтобы министерства оценивали степень их влияния на бизнес, обсуждали с заинтересованными деловыми кругами. Насколько мне известно, сейчас в качестве альтернативы предлагается вменить ФТС в обязанность проводить обсуждение с бизнесом проектов нормативных актов, а по особо чувствительным для бизнеса вопросам поднять уровень правового регулирования до актов правительства».

Однако главной реформой в функционировании таможни может стать озвученный президентом отказ от фискального приоритета в работе ФТС. «В последние годы на первый план у нас всегда выходила задача денег побольше собрать, это правда, — заявил Дмитрий Медведев. — Но это еще не все, и все-таки задача таможни далеко не только фискальная, и в значительной мере не фискальная». Звучит обнадеживающе, но вот насколько реально избавление таможни от задач пополнения бюджета? «Я считаю, что такие ожидания должны оправдаться, — говорит Галина Баландина. — Во-первых, задача качественного улучшения таможенного администрирования ставится первыми лицами государства в связи с самыми важными для страны вопросами — модернизацией, инновациями, инвестициями. Это означает, что за решение этих задач с таможни будут спрашивать. Во-вторых, возникает та самая конкуренция, которая во многих сферах является двигателем прогресса: конкуренция юрисдикций государств — членов Таможенного союза. От этого уже не отмахнешься, здесь уже бизнес голосует своим капиталом. В-третьих, правительством наконец-то принято решение о присоединении России к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. А это означает, что Россия возьмет на себя юридические обязательства следовать международным стандартам в сфере таможенного администрирования, где главные ориентиры — создание надлежащих условий для развития внешней торговли, разумная достаточность (неизбыточность) таможенных процедур, выборочность таможенного контроля, уважение интересов бизнеса в сфере торговли и транспорта».

Возврат к списку

Отправить статью

Для получения доступа к Обзорам судебной практики по налоговым спорам необходимо оформить подписку.

Год

30000 рублей + НДС

Подписаться
Я уже подписчик

Необходимо авторизоваться чтобы получить доступ

Авторизоваться

По вопросам подписки обращайтесь, пожалуйста, к Маргарите Завязочниковой
E-mail: m.zavyazochnikova@pgplaw.ru
Nел. +7 (495) 767 00 07

28.09.2022
Александр Виноградов в «Топ 100 директоров по персоналу»
28.09.2022
Елена Соколовская выступила на Антимонопольном форуме 2022
15.09.2022
Внесудебное урегулирование спора между двумя клиентами компании
15.09.2022
Сайт «Пепеляев Групп» признан лучшим среди российских юридических фирм
07.09.2022
Наталья Присекина рассказала на ВЭФ о Международном коммерческом арбитражном суд...
07.09.2022
«Пепеляев Групп» оказала правовую поддержку АО «КТК-Р» в ходе судебного разбират...
02.09.2022
Усиление IP-практики «Пепеляев Групп»
29.08.2022
Юристы «Пепеляев Групп» провели семинар для корейского бизнеса во Владивостоке