По некоторым оценкам, в кризис доходы компаний по оказанию консалтинговых услуг сократились примерно в 5 раз.
Причины снижения доходов понятны. Платежеспособность большинства клиентов консалтинговых компаний в кризис резко пошла на спад. Многие отменили статью расходов, выделенную на услуги внешних консультантов. В этой связи стоимость консалтинговых услуг значительно снизилась. «С одной стороны, кризис формирует потребность в использовании качественного профессионального консалтинга, с другой -- сокращает возможность его оплатить, -- поясняет парадоксальность ситуации руководитель ЦРП Evolution Анна Паринова. -- С наступлением кризиса многие долгосрочные программы были заморожены».
Существенно упал спрос, создаваемый строительными компаниями, на которых сильнее других сказалось влияние кризиса. Сократился спрос на кадровый, управленческий, ИТ и стратегический консалтинг.
«При этом появился спрос на услуги в сфере прогнозирования бизнеса и автоматизации производства», -- добавляет управляющий партнер «ABC Консалтинг» Дмитрий Гаврилов. По его мнению, сегодня рынок выходит из пике: наблюдается постепенный рост его объемов по сравнению с 2009 г.
«Сегодня истерия, охватившая клиентов в первой половине 2009 г., прекратилась, -- считает руководитель налоговой практики юридической компании «Пепеляев Групп» в Петербурге Сергей Сосновский. -- Тогда многие компании резко сократили расходы на консалтинг (некоторые -- практически до нуля), что было связано не столько с объективными трудностями, сколько со стремлением «урезать косты» (от англ. costs -- расходы) без какого-либо тщательного анализа. Примерно с середины 2009 г. объем заказов на юридический консалтинг вновь растет, хотя пока и не достиг пиковых значений».
Постепенно восстанавливается спрос на консалтинг в области организации производства товаров и услуг, а также в области маркетинга и отношений с общественностью.
Многие компании, несмотря на кризис, не перестали вкладывать деньги и силы в обучение своих сотрудников, хоть и значительно сократили количество привлекаемых внешних консультантов.
Стоит отметить, что одной из современных тенденций, которые повлек за собой кризис, является интенсивное использование электронного (дистанционного) обучения.
Две тенденции
Несмотря на положительную динамику восстановления рынка консалтинга, в крупных компаниях наблюдаются две тенденции. С одной стороны, консультанты ограничивают ассортимент услуг до узкой специализации. Происходит это из-за невозможности обеспечить загрузку специалистов по различным направлениям. С другой -- происходит расширение спектра предлагаемых услуг. И делается это из соображений «продать хоть что-нибудь». Однако, по мнению экспертов, последний подход резко снижает качество предоставляемых услуг.
Сегодня многие консультанты готовы браться за работу, от которой еще вчера легко отказывались.