Загрузка...
03.09.2020
6 мин. на чтение

Проблемы с ИФНС из‑за пандемии. Как решать?

Из-за коронавируса Правительство поручило налоговой службе не назначать и не проводить выездные налоговые проверки до 30 июня 2020 года. Но такие виды налогового контроля как камеральные, встречные проверки и предпроверочные мероприятия проводили в общем порядке. Поэтому в процессе контроля за налогоплательщиками в период пандемии возникли проблемы. Как их решать?

Срок представления документов по требованиям

По камеральным, встречным проверкам, а также по предпроверочным мероприятиям налоговые органы вправе направлять требования о представлении документов и (или) информации. Срок представления материалов по таким требованиям составляет 5 и 10 рабочих дней.

В случае если вы получили требование от инспекции в период с 1 марта по 30 июня 2020 года, срок на ответ увеличивается. В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства от 02.04.2020 № 409 срок представления материалов по таким требованиям продлен на 10 рабочих дней при камеральной проверке НДС и на 20 рабочих дней — в остальных случаях.

Вроде бы все тут должно быть понятно. Но жизнь оказалась намного интереснее. Появилось две точки зрения. Одни восприняли увеличение сроков так: нужно прибавить к существующим в Налоговом кодексе срокам новые (5 10, 10 20). Другие посчитали, что Правительство, по сути, увеличило срок, установив новый период для ответа на требование (вместо 5 рабочих дней — 10, вместо 10 рабочих дней — 20). Во втором варианте прочтения срок оказывался меньше на 5 и 10 рабочих дней, чем в первом. Понятно, что большая часть сторонников не сильно увеличившихся сроков оказалась сотрудниками налоговых инспекций.

На мой взгляд, все-таки более либеральное прочтение постановления Правительства является правильным. Буквально указано, что срок продлевается на некоторое количество рабочих дней. Очевидно, что это должно означать суммирование дополнительных дней к установленному в кодексе сроку. В противном случае правильнее было бы написать в постановлении Правительства, что срок продлевается до 10 или 20 рабочих дней.

Почему это важно сейчас. Вас не могут оштрафовать по статье 126 НК за непредставление документов и сведений, если срок истек до 30 июня. Но, во-первых, освобождение действует только в части указанной статьи 126 НК, но не других норм. А ведь есть еще статья 129.1 НК, которая предусматривает ответственность за непредставление пояснений на вопросы налогового органа при камеральной проверке.

Во-вторых, вместо штрафа по статье 126 НК инспекция может просто отказать в принятии к вычету или расходам определенных сумм по декларации. Хотя это не такая быстрая процедура (вынесение акта, возражения и пр.). Наверняка налогоплательщик успеет передать запрошенные у него документы и пояснения даже с учетом того срока, который он считает правильным.

В-третьих, правильный расчет срока представления документов и пояснений важен по требованиям, которые получены до 30 июня, но срок исполнения приходится уже на период после этой даты. Налоговый орган вправе вас оштрафовать даже по статье 126 НК. То есть в этих ситуациях также применяется увеличенный период ответа на требования. Вывод — срок должен быть больше, чем иногда говорят в инспекции.

Предпроверочные мероприятия как замена выездных

До ограничительных мер по осуществлению налогового контроля плательщики часто обвиняли налоговые органы в том, что в рамках предпроверочных мероприятий запрашивается огромное количество документов и информации. Конечно, это противоречит налоговому законодательству. Правовое регулирование этой процедуры довольно скромное — только некоторые пункты статьи 93.1 НК. Но и из этой нормы можно без затруднений сделать вывод, что запросы в рамках предпроверочных мероприятий могут касаться только конкретной сделки. Это значит, что не может инспектор запрашивать документы или информацию, например, обо всех сделках за один или три года. Такое требование ошибочно, оно не предполагает точечную предварительную проверку подозрительных для налоговиков операций, оно рассчитано на выявление этих подозрительных сделок. Хотя, на мой взгляд, смысл данной процедуры именно в том, что инспекция уже имеет часть информации о сделке, по которой есть нехорошие ощущения, и ей нужны дополнительные сведения, чтобы понять, идти на проверку или нет.

Проблема всегда была не только в объеме запрашиваемых документов и их конкретизации, но и в том, что иногда запрашивались документы, как минимум прямо не связанные с исследуемой сделкой. Конечно, в каких-то случаях можно было оправдать инспекцию в запросе протоколов совета директоров или исторических документов о приватизации имущества, например, если продавалось имущество, права на которое появились в результате приватизации, и эта сделка утверждалась на совете директоров. Однако совсем нет никаких оправданий, когда запрашивались корпоративные документы, вовсе не связанные со сделкой.

В указанных случаях налогоплательщик мог законно отказать в представлении документов и информации. Предпроверочные мероприятия не должны заменять собой выездную проверку. Хотя, конечно, на практике всегда приходится взвешивать все «за» и «против». Ведь инспекция, как правило, согласно внутренним регламентам в случае отказа налогоплательщика имела повод назначить выездную проверку.

Почему это важно сейчас. В условиях запрета проведения выездной проверки до 30 июня налоговый орган был лишен этой альтернативы. Видимо, в связи с этими ограничениями количество жалоб плательщиков на злоупотребления при проведении предпроверочных мероприятий значительно увеличилось. Объем и круг запрашиваемых документов, информации явно стал показывать, что по факту инспекция проводит запрещенную до 30 июня выездную проверку без выхода в офис компании. Конечно, такие требования являются незаконными и по ним есть все основания оспорить взимание штрафов за непредставление материалов. Только вот желание инспекции получить эти документы все равно может быть удовлетворено — сейчас выездные налоговые проверки можно назначать.

Контрольные мероприятия до подачи налоговой декларации

В числе мер государственной поддержки бизнеса в период пандемии было объявлено об увеличении сроков подачи налоговых деклараций по большинству налогов. Зачастую это сопровождалось продлением сроков уплаты налогов. Иногда — нет (НДС). Например, срок подачи декларации по налогу на прибыль за 2019 год продлили до 29 июня 2020 года. Возникает вопрос: мог ли налоговый орган проводить предпроверочные мероприятия по налогу на прибыль за 2019 год до момента подачи годовой налоговой декларации участниками сделки?

С одной стороны, положения пункта 2 статьи 93.1 НК прямо никак не ограничивают инспекторов.

С другой — налоговые органы должны контролировать корректность исчисления налогов, сборов и их полноту, своевременность их уплаты в бюджет. Об этом указано в пункте 1 статьи 30 Налогового кодекса. О порядке расчета и исчисленной сумме налога плательщик сообщает в налоговой декларации (п. 1 ст. 80 НК). Значит, если декларация еще не подана в инспекцию, то есть срок не пропущен, то любая форма налогового контроля будет выглядеть странно. Зачем проверять какие-то сделки, если еще нет ясности, будет ли их результат влиять на исчисление налога. Получается, что по тем периодам, по которым увеличены сроки подачи деклараций или расчетов, проводить предпроверочные мероприятия налоговики не могут. Конечно, если декларация не была подана раньше срока.

Почему это важно сейчас. Эти рассуждения актуальны и для камеральных проверок. По ним даже все проще. Камеральные проверки проводятся на основании налоговых деклараций (п. 1 ст. 88 НК).

Сложнее ситуация по НДС. Особенно если речь идет о плательщиках из тех отраслей, которые были обязаны обеспечивать нашу с вами жизнедеятельность (продуктовые магазины, аптеки и пр.).

Ведь у них срок уплаты НДС не был продлен. Внести налог нужно было до 27 апреля. А вот срок подачи налоговой декларации всем продлили до 15 мая.

Если камеральные проверки до момента подачи декларации нельзя было проводить, то можно ли было инспекторам направлять требования в рамках предпроверочных мероприятий?

Вроде бы, как я уже писал выше, налоговые органы могут проверять, всю ли сумму налога вы заплатили в бюджет. Но ведь всем очевидно, что прежде чем заплатить налог, надо его рассчитать, то есть по факту подготовить налоговую декларацию. Правительство при этом признало, что в силу исключительных обстоятельств, связанных с пандемией, сделать такой расчет можно позднее обычного срока.

Получается, что уплаченная без переноса срока сумма НДС без налоговой декларации носит некий предварительный характер расчетов с бюджетом. Это даже не аванс в его классическом понимании. До подачи декларации плательщик вправе скорректировать сумму налога к доплате, заметив, что им при расчете не были учтены какие-то операции. Тогда смысла проводить предпроверочные мероприятия по таким «рабочим» расчетам сумм налога нет. И негативных последствий в виде штрафа по статье 122 НК в этой ситуации быть не должно. Вина в совершении ошибки в расчетах налога до представления декларации отсутствует.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

07.05.2024

Новости экологии: объекты НВОС IV категории, КЭР, городские леса, экологические штрафы и др.

В этом ролике Наталья Стенина — партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о самых главных новостях экологии за последнее время, затронув&nbs...

Смотреть

17.06.2024

Копейка к копейке. В райсудах Петербурга выросло число налоговых споров с физлицами

Петербургская практика следует в русле общероссийского тренда – роста числа административных дел, в том числе дел о ...

17.06.2024

Налоговые новости. Дайджест 10-16 июня 2024 г.

Главные новости: Поправки в НК РФ прошли «нулевые» слушания; Счетная палата проводит анонимный опрос самозанятых....

14.06.2024

Нюансы налоговой амнистии при «дроблении бизнеса»

Правительство внесло в Госдуму масштабный законопроект № 639663-8, которым, в частности, вводятся правила амнистии налогоплательщиков,...

14.06.2024

Журнал «Налоговед» № 6, 2024

«Налоговед» - журнал для профессионалов налогового права. Главные статьи номера: Реструктуризация долга:...