Представлена концепция комплексного реформирования упрощенной системы и смежных областей налогообложения, включая налог на добавленную стоимость (НДС) и ответственность за нарушение налогового законодательства. Реформа призвана минимизировать проблему дробления бизнеса, предусмотреть переходный от специального к общему налоговый режим, настроить упрощенную систему налогообложения (УСН) в соответствии с современными потребностями развития малого бизнеса и экономики России в целом. Подробнее в статье руководителя аналитической службы "Пепеляев Групп" Вадима Зарипова.
Государственная задача
Громко прозвучавшие весной 2023 года новости об уголовных делах блогеров вновь привлекли повышенное внимание к проблеме дробления бизнеса. На этот раз не только среди специалистов, но и в госорганах, и в обществе в целом.
Так, Совет Федерации рекомендовал Федеральной налоговой службе (ФНС России) подготовить предложения, направленные на пресечение использования налогоплательщиками схем дробления бизнеса, приводящих к недопоступлению доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, и направить их в Правительство РФ.
Большое внимание этому вопросу уделил в своем выступлении на пленарной сессии ПМЭФ-2023 Президент РФ. В первую очередь он отметил, что потеря права на спецрежим приводит к резкому росту налоговой нагрузки на бизнес, которая снижается затем лишь в рамках программ поддержки крупного бизнеса. Это подтверждает сделанный нами, казалось бы, парадоксальный вывод о том, что наибольшее бремя приходится сегодня именно на малый и средний бизнес, в отличие от микробизнеса и крупного бизнеса.
«Долина смерти», как ее называют сами предприниматели, заметна и в официальной статистике: основная часть компаний и индивидуальных предпринимателей сегодня — это микробизнес, в то время как количество компаний с выручкой от 200 млн руб. до 2 млрд руб. несоизмеримо мало.
Президент предложил перейти от преследования «дробленцев» к устранению налоговых барьеров на пути развития и к созданию комфортного переходного режима. Правительству РФ поручено до 15 января 2024 года представить предложения о создании особых условий налогообложения для налогоплательщиков, утративших право на применение спецрежимов в связи с превышением предельного размера дохода и (или) предельной численности работников.
Из выступления Президента РФ на ПМЭФ 16.06.2023:
«Сейчас компании, которые вырастают из статуса малых и средних, теряют права на льготные режимы налогообложения, налоговая нагрузка на них в момент возрастает — и так до тех пор, пока они не оформят льготы в рамках поддержки уже крупного бизнеса.
Возникает ситуация, — и для этого зала, для этой аудитории не скажу ничего нового, все прекрасно понимают, о чем идет речь, — возникает ситуация, когда мало стимулов расти, переходить в другую весовую категорию: это просто нерентабельно. Поэтому компании разными ухищрениями пытаются остаться в секторе малого предпринимательства — в секторе МСП, в том числе прибегают к дроблению бизнеса, для того чтобы сохранить эти льготы. Налоговая служба все это прекрасно видит.
Не знаю, господин Президент, как в Алжире, но у нас это происходит на протяжении многих лет. Думаю, что люди в этом смысле везде одинаковые и всегда найдут выход из той ситуации, которую государство рисует, если возникают реальные ограничения роста. Вот то, что я сказал, — это реалии нашей сегодняшней жизни.
В этом смысле нет смысла кого-то ловить за руку. Задача в том, чтобы поддержать развитие, убрать преграды, которые мешают бизнесу набирать силу, расширяться, создавать новые рабочие места. Лучший путь здесь — помогать, создавать условия для плавного и необременительного перехода в другую категорию бизнеса. Я прошу Правительство в начале следующего года представить предложения на этот счет, включая запуск льготного переходного режима налогообложения».
Теоретически существуют три способа создания переходного режима: модернизация УСН; «особые условия», т.е. льготы в рамках общего режима налогообложения; принципиально новый налоговый режим.
Однако возможность создания чего-то принципиально нового маловероятна, а льготы в рамках общего режима не позволят создать универсальный режим, поскольку они по определению предназначены лишь отдельным категориям налогоплательщиков, что мы наблюдаем сейчас на примере общепита6. Поэтому необходимо базироваться на существующей и, надо сказать, весьма удачной по многим параметрам упрощенной системе налогообложения.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
«Закон»