Партнер «Пепеляев Групп» Сергей Сосновский продолжает исследовать, как специальная военная операция РФ влияет на СИДН. На этот раз в центре внимания вопрос, какие последствия прекращение или приостановление двусторонних налоговых договоров вызывает для российских налогоплательщиков.
Внутрироссийские аспекты приостановления СИДН
Форма акта о приостановлении. Законодательство допускает, что действие международного договора, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации принималось в форме федерального закона, может быть приостановлено Президентом РФ в случаях, требующих принятия безотлагательных мер, с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации и Государственной Думы и внесением в Госдуму проекта соответствующего закона.
СИДН с Латвией было приостановлено изначально именно указом Президента РФ. Закон о приостановлении был принят только через пять месяцев.
Приостановить прочие соглашения МИД и Минфин России также предлагают указом.
Не нарушает ли это вытекающее из ст. 57 Конституции РФ требование устанавливать налоги законом?
С одной стороны, Конституция РФ, называя международные законы частью российской правовой системы, отличает их от законов, отдавая к тому же в случае коллизии договорам приоритет перед законами (ч. 4 ст. 15). Поэтому формально можно сказать, что положение ст. 57 Конституции РФ о законно установленных налогах не касается собственно международных договоров, затрагивающих налогообложение.
Но, с другой стороны, приостановление СИДН исключает из правовой системы нормы, устанавливающие элементы налога (в частности, определяющие в совокупности с нормами НК РФ объект обложения и ставки). Полагаем, это дает основания применять повышенный стандарт к требованиям о форме акта, которым Россия дает или, наоборот, отзывает согласие на включение в свою правовую систему таких положений.
Поэтому конституционность приостановления СИДН указами Президента РФ может вызывать сомнения.
Приведем пример не из налоговой сферы, но имеющий отношение к сложившейся международно-политической обстановке: действие Договора с США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (далее – ДСНВ) Россия сразу приостановила именно законом. Последовательность была такой: объявление главы государства 21 февраля 2023 г. в Послании Федеральному Собранию о приостановлении нашей страной действия ДСНВ; в тот же день заявление МИД России с подробным обоснованием принятого решения; внесение в Государственную Думу проекта закона; на следующий день принятие его обеими палатами парламента; через неделю подписание принятого закона Президентом РФ и официальное опубликование. Полагаем, что такую форму можно считать образцовой.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
«Налоговед»