Загрузка...
10.04.2023
5 мин. на чтение

Правовая бутафория

В информационном авангарде тема отношений бизнеса и государственных контролеров. Общий политический посыл – особая аккуратность и деликатность при назначении и проведении различных проверок. Плановые проверки сохраняются для объектов высокого риска, а для назначения внеплановых должен применяться риск-ориентированный подход на основе индикаторов риска Постановление Правительства РФ от 23.03.2023 № 372..

Отмечается, что либерализация контроля не привела к отрицательным последствиям, а акценты сместились на профилактику Проверяющих просят покинуть бизнес // Коммерсантъ. 20.03.2023. URL: https://www.kommersant.ru.. У решения Правительства РФ до 2030 г. продлить мораторий на плановые проверки, стало быть, есть основания. Рассуждает управляющий партнер «Пепеляев Групп» и главный редактор журнала «Налоговед» Сергей Пепеляев.

Затормозит ли этот шаг фискализацию целей контроля, когда главная задача – доначислить побольше штрафов, поступающих в бюджет? Впечатляют, например, результаты деятельности Росприроднадзора: этот орган стал производительным бюджетным «насосом» (см. рис.). Так, в качестве возмещения вреда окружающей среде в 2021 г. им взыскано 148 240 178 700 руб., наложено административных штрафов на 987 943 000 руб. Доклад о деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в 2021 году. URL: https://rpn.gov.ru.

Рисунок. Шесть крупнейших экологических доначислений*


Таким подходом грешат регуляторы многих стран. Вспомним миллиардные штрафы, налагаемые антимонопольными органами Европы.

Штрафы в ЕС
В 2020 г. французское антимонопольное ведомство оштрафовало корпорацию Apple Inc. на 1,1 млрд евро (суд снизил штраф до 372 млн евро). В 2018 г. Еврокомиссия наложила на Google штраф в размере 4,3 млрд евро (суд снизил сумму штрафа до 4,1 млрд евро).

Но все же такая практика – проявление фискального варварства. В этом плане введение задним числом «случайного налога на случайную прибыль», полученную в 2022 г., выглядит симпатичнее (однако не менее опасно): хотя и в нарушение запрета ретроактивного применения, но открыто, дискуссионно и с попыткой экономического обоснования.

Контрольная деятельность ФНС России попала в поле зрения Счетной палаты РФ, которая проанализировала организацию и проведение выездных налоговых проверок, а также взыскание доначисленных сумм. Результаты этой работы обобщены в отчете Счетная палата оценила эффективность выездных налоговых проверок ФНС России // Сайт Счетной палаты РФ. 23.02.2023. URL: https://ach.gov.ru.. Один из номеров периодического издания СП РФ Бюллетень Счетной палаты. 2023. № 2 (303). URL: https://ach.gov.ru. целиком посвящен проблемам налогового контроля. А в этом же номере «Налоговеда» опубликовано интервью аудитора Счетной палаты А.Н. Батуркина, в котором он ответил на уточняющие вопросы редакции Читайте «Наши запросы информации стали для ФНС сигналом к тому, чтобы изменить подходы к проведению ВНП» на с. 13–21..

Аудиторы отметили многие проблемы, на которые уже давно обращали внимание авторы «Налоговеда». В частности, отсутствие нормативного регулирования предпроверочного анализа Сосновский С.А. Необходимость формализации предпроверочного анализа // Налоговед. 2022. № 4. С. 35–44; Тарибо Е.В. Конституционные рамки предпроверочного анализа // Налоговед. 2022. № 8. С. 17–21.. Есть только ведомственная регламентация с грифом «для служебного пользования». Налоговые органы не считают своей обязанностью информировать налогоплательщиков о проведении в их отношении предварительных проверочных мероприятий и о выявленных рисках. Да и сама система критериев рисков далека от совершенства: для проверок часто отбираются законопослушные и добросовестные налогоплательщики. Удельный вес безрезультативных проверок увеличился с 4,8% в 2019 г. до 5,4% в 2021 г. Средняя продолжительность проверок – порядка семи месяцев – также не имеет тенденции к снижению.

В чрезвычайных экономических условиях, когда разрабатываются дополнительные меры налоговой поддержки бизнеса (правда, наряду с мерами, увеличивающими бюджетные поступления), особенно важно, что давно существующие механизмы, позволяющие компаниям оставаться на плаву, фактически не работают. Аудиторы вновь отметили давно известную невостребованность рассрочки платежей налогов (подп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ) и неэффективность этой меры для поддержания платежеспособности и финансовой устойчивости налогоплательщиков.

Особое внимание аудиторов привлекает неумеренность налоговых органов при истребовании документов Подробнее об этом см.: Истребование документов при проверках: пределов нет? // Налоговед. 2022. № 1. С. 57–63; Литвинова К.Ю., Штукмастер И.Б. Истребование документов вне налоговой проверки // Налоговед. 2021. № 1. С. 21–29; Разгулин С.В. Об истребовании документов на основании статьи 93.1 НК РФ // Налоговед. 2021. № 10. С. 44–51; Цыганков В.В. Истребование налоговым органом документов вне рамок проведения налоговых проверок. Пределы допустимого // Налоговед. 2021. № 10. С. 23–31.. Уже в ходе аудиторской проверки ФНС России отреагировала на замечания изданием особого документа – манифеста «Разумное истребование». Его задача – добиться единообразного поведения налоговых органов при истребовании документов (см. текст во врезке).
ФНС ОБ оценке требований
Глава ФНС России Д.В. Егоров, выступая на XVIII Всероссийском налоговом форуме ТПП РФ 13 декабря 2022 г., рассказал, что практика оценки требований налоговыми администрациями других государств – на основе принципов разумности и обоснованности требования – внедряется и в работу в России. Проведенный эксперимент с тремя межрегиональными инспекциями показал, что более 80% требований необоснованны (сплошное, повторное, избыточное требование документов и информации) либо истребование связано с незначительной суммой налогов. См.: Налоговая политика: взгляд бизнеса и власти // Сайт «Налоговеда». 15.12.2022. URL: https://nalogoved.ru.
Как отмечает Служба Разумное истребование – новые принципы налоговых органов // Сайт ФНС России. 21.02.2023. URL: https://www.nalog.gov.ru., в манифесте восемь установок (принципов), направленных на аккуратность использования полномочий по истребованию документов (информации) у налогоплательщиков и на минимизацию издержек.

И первая из этих установок – законность. Остальные семь так или иначе объясняют, как надо действовать, чтобы законность не нарушать. Например, установка на однократность означает, что нельзя истребовать документы (информацию) в том случае, если налогоплательщик представлял их в налоговый орган ранее (п. 5 ст. 93 НК РФ).

Ну что же, подобные манифесты – новомодная форма ведомственного управления. Раньше манифесты издавали цари. Это были торжественные акты, в которых объявлялось о важном решении или чрезвычайном событии. Всего известно 115 манифестов, принятых почти за два столетия. Этим не злоупотребляли, уважали форму Держава и скипетр. Правовые акты российских монархов: из собрания Государственного исторического музея. М., 2018. С. 9..

Что это теперь: клятва ФНС России соблюдать закон или форма ведомственных увещеваний? Зачем она вообще нужна и имеет ли какое-то правовое значение? Просто для того, чтобы выглядеть идущим в ногу со временем, приверженцем передовых взглядов?

Понятно, что изначально проблема в низком качестве правового регулирования. Нормы НК РФ об истребовании документов и информации аморфны. Они устарели. Никакими манифестами это не лечится.

Можно ли уволить или лишить премии инспектора за то, что тот не следовал установкам манифеста? Может ли налогоплательщик, защищая свои права в суде, сослаться на нарушение инспекцией этих установок? Может ли суд, обосновывая свое решение, указать, например, на нарушение установки № 6? Отрицательные ответы очевидны.

ФНС России по теме истребования документов должна была бы издать приказ, зарегистрировать его в Минюсте России, официально опубликовать. Тогда бы это действительно был способ урегулировать отношения по истребованию документов и информации. А издание подобных манифестов – чиновничья симуляция активной деятельности. Креатив по форме, бутафория по существу.

Источник: «Налоговед»

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

17.01.2025

Налоговед. Система управления налоговыми рисками: быть или не быть? Сергей Пепеляев, Татьяна Ивутина

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Пепеляева с автором статьи «Система управления налоговыми рисками: быть или не быть?» Татьяной Ивутиной.

Смотреть

28.03.2025

Изъятие активов в наказание за дробление дивидендов

Информируем об обращении Генеральной прокуратуры РФ в суд с иском об изъятии активов группы компаний из-за несоблюдения...

26.03.2025

Должная осмотрительность с неизвестными. Обзор

В 2025 году значительной части экономически активных граждан придется делать непростой выбор в ответ на снижение с почти...

26.03.2025

Споры об отказе в возврате сальдо ЕНС: тень невыученных уроков. Сергей Пепеляев и Сергей Савсерис

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Пепеляева с автором статьи «Споры об отказе в возврате сальдо ЕНС...

24.03.2025

Налоговые новости. Дайджест за 17-23 марта 2025 г.

Главные новости: эффективность ФИНВ будет проанализирована; за регистрацией компании по адресу массовой регистрации проверка...