Рисунок. Шесть крупнейших экологических доначислений*

Таким подходом грешат регуляторы многих стран. Вспомним миллиардные штрафы, налагаемые антимонопольными органами Европы.
Контрольная деятельность ФНС России попала в поле зрения Счетной палаты РФ, которая проанализировала организацию и проведение выездных налоговых проверок, а также взыскание доначисленных сумм. Результаты этой работы обобщены в отчете Счетная палата оценила эффективность выездных налоговых проверок ФНС России // Сайт Счетной палаты РФ. 23.02.2023. URL: https://ach.gov.ru.. Один из номеров периодического издания СП РФ Бюллетень Счетной палаты. 2023. № 2 (303). URL: https://ach.gov.ru. целиком посвящен проблемам налогового контроля. А в этом же номере «Налоговеда» опубликовано интервью аудитора Счетной палаты А.Н. Батуркина, в котором он ответил на уточняющие вопросы редакции Читайте «Наши запросы информации стали для ФНС сигналом к тому, чтобы изменить подходы к проведению ВНП» на с. 13–21..
Аудиторы отметили многие проблемы, на которые уже давно обращали внимание авторы «Налоговеда». В частности, отсутствие нормативного регулирования предпроверочного анализа Сосновский С.А. Необходимость формализации предпроверочного анализа // Налоговед. 2022. № 4. С. 35–44; Тарибо Е.В. Конституционные рамки предпроверочного анализа // Налоговед. 2022. № 8. С. 17–21.. Есть только ведомственная регламентация с грифом «для служебного пользования». Налоговые органы не считают своей обязанностью информировать налогоплательщиков о проведении в их отношении предварительных проверочных мероприятий и о выявленных рисках. Да и сама система критериев рисков далека от совершенства: для проверок часто отбираются законопослушные и добросовестные налогоплательщики. Удельный вес безрезультативных проверок увеличился с 4,8% в 2019 г. до 5,4% в 2021 г. Средняя продолжительность проверок – порядка семи месяцев – также не имеет тенденции к снижению.
В чрезвычайных экономических условиях, когда разрабатываются дополнительные меры налоговой поддержки бизнеса (правда, наряду с мерами, увеличивающими бюджетные поступления), особенно важно, что давно существующие механизмы, позволяющие компаниям оставаться на плаву, фактически не работают. Аудиторы вновь отметили давно известную невостребованность рассрочки платежей налогов (подп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ) и неэффективность этой меры для поддержания платежеспособности и финансовой устойчивости налогоплательщиков.
Особое внимание аудиторов привлекает неумеренность налоговых органов при истребовании документов Подробнее об этом см.: Истребование документов при проверках: пределов нет? // Налоговед. 2022. № 1. С. 57–63; Литвинова К.Ю., Штукмастер И.Б. Истребование документов вне налоговой проверки // Налоговед. 2021. № 1. С. 21–29; Разгулин С.В. Об истребовании документов на основании статьи 93.1 НК РФ // Налоговед. 2021. № 10. С. 44–51; Цыганков В.В. Истребование налоговым органом документов вне рамок проведения налоговых проверок. Пределы допустимого // Налоговед. 2021. № 10. С. 23–31.. Уже в ходе аудиторской проверки ФНС России отреагировала на замечания изданием особого документа – манифеста «Разумное истребование». Его задача – добиться единообразного поведения налоговых органов при истребовании документов (см. текст во врезке).
Глава ФНС России Д.В. Егоров, выступая на XVIII Всероссийском налоговом форуме ТПП РФ 13 декабря 2022 г., рассказал, что практика оценки требований налоговыми администрациями других государств – на основе принципов разумности и обоснованности требования – внедряется и в работу в России. Проведенный эксперимент с тремя межрегиональными инспекциями показал, что более 80% требований необоснованны (сплошное, повторное, избыточное требование документов и информации) либо истребование связано с незначительной суммой налогов. См.: Налоговая политика: взгляд бизнеса и власти // Сайт «Налоговеда». 15.12.2022. URL: https://nalogoved.ru.
И первая из этих установок – законность. Остальные семь так или иначе объясняют, как надо действовать, чтобы законность не нарушать. Например, установка на однократность означает, что нельзя истребовать документы (информацию) в том случае, если налогоплательщик представлял их в налоговый орган ранее (п. 5 ст. 93 НК РФ).
Ну что же, подобные манифесты – новомодная форма ведомственного управления. Раньше манифесты издавали цари. Это были торжественные акты, в которых объявлялось о важном решении или чрезвычайном событии. Всего известно 115 манифестов, принятых почти за два столетия. Этим не злоупотребляли, уважали форму Держава и скипетр. Правовые акты российских монархов: из собрания Государственного исторического музея. М., 2018. С. 9..
Что это теперь: клятва ФНС России соблюдать закон или форма ведомственных увещеваний? Зачем она вообще нужна и имеет ли какое-то правовое значение? Просто для того, чтобы выглядеть идущим в ногу со временем, приверженцем передовых взглядов?
Можно ли уволить или лишить премии инспектора за то, что тот не следовал установкам манифеста? Может ли налогоплательщик, защищая свои права в суде, сослаться на нарушение инспекцией этих установок? Может ли суд, обосновывая свое решение, указать, например, на нарушение установки № 6? Отрицательные ответы очевидны.
ФНС России по теме истребования документов должна была бы издать приказ, зарегистрировать его в Минюсте России, официально опубликовать. Тогда бы это действительно был способ урегулировать отношения по истребованию документов и информации. А издание подобных манифестов – чиновничья симуляция активной деятельности. Креатив по форме, бутафория по существу.
Источник: «Налоговед»
В 2020 г. французское антимонопольное ведомство оштрафовало корпорацию Apple Inc. на 1,1 млрд евро (суд снизил штраф до 372 млн евро). В 2018 г. Еврокомиссия наложила на Google штраф в размере 4,3 млрд евро (суд снизил сумму штрафа до 4,1 млрд евро).