Проблема загрязнения атмосферного воздуха является глобальной, и от ситуации в каждом отдельном городе зависит улучшение или ухудшение экологической обстановки, напрямую влияющей на здоровье людей. В рамках национального проекта «Экология» реализуется федеральный проект «Чистый воздух», бюджет которого составляет более 500 млрд рублей. Он направлен на проведение мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в воздух в крупных промышленных центрах.
Так, по ее словам, основная масса подзаконных актов, необходимых для реализации новых положений закона, была принята только уже после вступления их в силу, тем самым реальные сроки проведения реформы объективно отстают от зафиксированных в законе, а предприятия продолжают находиться в состоянии неопределенности. «Например, до сих пор не определен порядок выдачи разрешений на временно разрешенные выбросы. При этом предприятия II и отчасти III категорий должны получить их сразу, как только закончится срок действия ранее полученных ими разрешительных документов. Возможность в переходный период переоформлять разрешения и нормативы по прежним правилам предусмотрена законом только для объектов I категории», — говорит эксперт, добавляя, что данная ситуация потребовала разъяснений со стороны Минприроды, которое предложило до момента утверждения порядка выдачи данных разрешений применять для этих целей постановление правительства РФ от 23.07.2007 № 469. Однако оно вовсе не определяет порядок выдачи каких-либо документов, совершенно не коррелирует с действующим в настоящее время законодательством и в принципе не упоминает выбросы, а касается только сбросов. «Таким образом, проблема по факту не решена, четкий порядок утверждения временно разрешенных выбросов отсутствует. В то же время Минприроды своим письмом дало понять, что не усматривает правового вакуума в сложившейся ситуации, переложив все риски на предприятия. Оправдать отсутствие временно разрешенных выбросов недостатком нормативной базы в таких обстоятельствах вряд ли получится»,— считает госпожа Грищенкова.
Неоднозначная ситуация также сложилась с выбросами на объектах III категории: закон не дает никаких разъяснений относительно того, как быть и нужно ли соблюдать ранее полученные нормативы. «Минприроды, с одной стороны, указало на продолжение действия ранее утвержденных нормативов, а с другой стороны, фактически признало их необязательность. Такая непоследовательность в рамках одного разъяснения приводит к неопределенности на практике», — с сожалением отмечает она.
Эксперт уточняет, что административная ответственность — не единственная возможная мера реагирования со стороны надзорных органов в случае выявления факта превышения установленных нормативов. «Широко распространены предписания Росприроднадзора и иски прокуратуры к предприятиям о снижении выбросов до уровня нормативов. В подобных делах, в отличие от дел о привлечении к административной ответственности, суды зачастую встают на сторону государственных органов и обязывают предприятия III категории довести показатели выбросов до установленных ранее 2019 года нормативов, хотя логических оснований для этого в законе нет», — подчеркивает госпожа Грищенкова.
В условиях неопределенности изменившегося законодательства возрастают риски нарушений, наиболее распространенным из которых является превышение установленных нормативов выбросов.
В комитете по природопользованию рассказали, что в прошлом году было выявлено 363 нарушения, включающих в себя непроведение инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе несоответствие данных инвентаризации технологическому процессу; отсутствие нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Кроме того, было зафиксировано нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры.
Плата за негативное воздействие
Нельзя не отметить и такую специфическую меру экономического воздействия на компании-нарушители, как повышение размера платы за негативное воздействие на окружающую среду (плата за НВОС). Так, с 2020 года начали действовать новые коэффициенты при расчете платы за НВОС, они применимы для объектов I, II и частично III категорий. «Компании, успешно внедрившие наилучшие доступные технологии и соблюдающие технологические нормативы, освобождаются от внесения платы. Если выбросы предприятия соответствуют утвержденным для него временно разрешенным выбросам, плата за НВОС для него рассчитывается с повышающим коэффициентом 25. Если же предприятие не соблюдает временно разрешенные выбросы или вовсе их не установило, плата за выбросы для него возрастает сразу в 100 раз. По мысли законодателя, такие меры должны стимулировать предприятия к строгому соблюдению норм закона, своевременному оформлению необходимой документации, а в конечном итоге — к переходу на наилучшие доступные технологии»,— объясняет госпожа Грищенкова, выражая уверенность в том, что действенность такого метода вряд ли вызывает сомнения.