Загрузка...
16.10.2020
4 мин. на чтение

Право свободно дышать

Благодаря морскому климату ситуация с загрязнением атмосферного воздуха в Петербурге считается более благоприятной, чем в среднем по стране. При этом выбросы вредных веществ, согласно официальным данным, обусловлены по большей части автотранспортом, нежели работой промышленных предприятий. Экологические требования к их деятельности становятся жестче, но в условиях неопределенности изменившегося законодательства возрастают риски нарушений. Вместе с тем крупнейшие заводы города настаивают, что забота об экологии является для них приоритетом и целью их устойчивого развития.

Проблема загрязнения атмосферного воздуха является глобальной, и от ситуации в каждом отдельном городе зависит улучшение или ухудшение экологической обстановки, напрямую влияющей на здоровье людей. В рамках национального проекта «Экология» реализуется федеральный проект «Чистый воздух», бюджет которого составляет более 500 млрд рублей. Он направлен на проведение мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в воздух в крупных промышленных центрах.
Загрязнение атмосферного воздуха в Петербурге в настоящее время обусловлено выбросами автотранспорта, а также промышленных предприятий, причем на первый приходится более 80% загрязнений. 

В сфере охраны окружающей среды продолжается постепенный переход к новой системе нормирования, основанной на применении наилучших доступных технологий. «Как известно, с 1 января 2019 года экологические требования, предъявляемые к предприятиям, в том числе в сфере выбросов, определяются исходя из того, к какой категории по степени воздействия на окружающую среду они относятся. Проблемы переходного периода, трудности становления новой системы — это основные вызовы, с которыми сейчас сталкиваются промышленные предприятия», - комментирует Александра Грищенкова, юрист петербургской практики земельного права, недвижимости и строительства «Пепеляев Групп».

Так, по ее словам, основная масса подзаконных актов, необходимых для реализации новых положений закона, была принята только уже после вступления их в силу, тем самым реальные сроки проведения реформы объективно отстают от зафиксированных в законе, а предприятия продолжают находиться в состоянии неопределенности. «Например, до сих пор не определен порядок выдачи разрешений на временно разрешенные выбросы. При этом предприятия II и отчасти III категорий должны получить их сразу, как только закончится срок действия ранее полученных ими разрешительных документов. Возможность в переходный период переоформлять разрешения и нормативы по прежним правилам предусмотрена законом только для объектов I категории», — говорит эксперт, добавляя, что данная ситуация потребовала разъяснений со стороны Минприроды, которое предложило до момента утверждения порядка выдачи данных разрешений применять для этих целей постановление правительства РФ от 23.07.2007 № 469. Однако оно вовсе не определяет порядок выдачи каких-либо документов, совершенно не коррелирует с действующим в настоящее время законодательством и в принципе не упоминает выбросы, а касается только сбросов. «Таким образом, проблема по факту не решена, четкий порядок утверждения временно разрешенных выбросов отсутствует. В то же время Минприроды своим письмом дало понять, что не усматривает правового вакуума в сложившейся ситуации, переложив все риски на предприятия. Оправдать отсутствие временно разрешенных выбросов недостатком нормативной базы в таких обстоятельствах вряд ли получится»,— считает госпожа Грищенкова.

Неоднозначная ситуация также сложилась с выбросами на объектах III категории: закон не дает никаких разъяснений относительно того, как быть и нужно ли соблюдать ранее полученные нормативы. «Минприроды, с одной стороны, указало на продолжение действия ранее утвержденных нормативов, а с другой стороны, фактически признало их необязательность. Такая непоследовательность в рамках одного разъяснения приводит к неопределенности на практике», — с сожалением отмечает она.
Эксперт уточняет, что административная ответственность — не единственная возможная мера реагирования со стороны надзорных органов в случае выявления факта превышения установленных нормативов. «Широко распространены предписания Росприроднадзора и иски прокуратуры к предприятиям о снижении выбросов до уровня нормативов. В подобных делах, в отличие от дел о привлечении к административной ответственности, суды зачастую встают на сторону государственных органов и обязывают предприятия III категории довести показатели выбросов до установленных ранее 2019 года нормативов, хотя логических оснований для этого в законе нет», — подчеркивает госпожа Грищенкова.

В условиях неопределенности изменившегося законодательства возрастают риски нарушений, наиболее распространенным из которых является превышение установленных нормативов выбросов.
«Административная ответственность в таком случае наступает по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ с наложением штрафа на предприятие в размере от 80 до 100 тыс. рублей. Превышение установленных нормативов также может стать основанием для предъявления со стороны Росприроднадзора требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. Размер компенсации в таком случае рассчитывается по утвержденным формулам и может достигать внушительных сумм», — говорит она.

В комитете по природопользованию рассказали, что в прошлом году было выявлено 363 нарушения, включающих в себя непроведение инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе несоответствие данных инвентаризации технологическому процессу; отсутствие нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Кроме того, было зафиксировано нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры.

Плата за негативное воздействие

Нельзя не отметить и такую специфическую меру экономического воздействия на компании-нарушители, как повышение размера платы за негативное воздействие на окружающую среду (плата за НВОС). Так, с 2020 года начали действовать новые коэффициенты при расчете платы за НВОС, они применимы для объектов I, II и частично III категорий. «Компании, успешно внедрившие наилучшие доступные технологии и соблюдающие технологические нормативы, освобождаются от внесения платы. Если выбросы предприятия соответствуют утвержденным для него временно разрешенным выбросам, плата за НВОС для него рассчитывается с повышающим коэффициентом 25. Если же предприятие не соблюдает временно разрешенные выбросы или вовсе их не установило, плата за выбросы для него возрастает сразу в 100 раз. По мысли законодателя, такие меры должны стимулировать предприятия к строгому соблюдению норм закона, своевременному оформлению необходимой документации, а в конечном итоге — к переходу на наилучшие доступные технологии»,— объясняет госпожа Грищенкова, выражая уверенность в том, что действенность такого метода вряд ли вызывает сомнения.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

27.10.2025

Значимые споры в сфере экологии за сентябрь и октябрь 2025 г.

Главные новости: плата за негативное воздействие на окружающую среду; обращение с отходами; Государственная экологическая...

02.10.2025

ВС напомнил, кто несет расходы на ликвидацию несанкционированной свалки

Суд отметил, что районная администрация, исполнившая за счет бюджетов муниципальных образований соответствующие судебные...

29.09.2025

Обзор судебной практики по спорам, связанным с обращением с отходами недропользования

Федеральным законом № 343-ФЗ внесены существенные изменения в Закон РФ «О недрах», введено понятие «отходы недропользования»...

24.09.2025

ВС пояснил распределение ответственности за разработку карьера на сельхозземлях

Он указал, что неосуществление собственником участка мероприятий по его охране не является безусловным основанием для привлечения...