Запрет на рекламу в сети интернет на алкогольную продукцию инициирован в рамках законопроекта о рекламе, поправки к которому уже одобрены Госдумой РФ. Ряд мер, направленных на ужесточение продажи алкоголя предполагает так же запрет на рекламу в печатных СМИ. Напомним, что в настоящее время нельзя рекламировать алкоголь на первой и последней страницах изданий периодической печати, а так же на телевидении в дневное время, во всех видах общественного транспорта, вблизи детских и медицинских заведений.
Сначала запрет на продажу алкогольных напитков после 22.00, теперь – полный запрет на их рекламу. Такова стратегия депутатов, которые вслед за запретом на рекламу алкоголя в сети планируют полностью ликвидировать рекламу данной продукции в печатных СМИ, на телевидении. При этом периодические издания лишатся возможности зарабатывать на продаже рекламных полей производителям алкогольной продукции с начала 2013 года, а уже с июля будет запрещена аналогичная реклама на телевидении и наружных носителях. В то же время акции по стимулированию продаж алкоголя так же будут запрещены в том случае, если обязательным условиям является его приобретение. Реклама алкоголя в местах массового скопления людей так же под запретом: речь идет о рекламе на авто- и железнодорожных вокзалах, в аэропортах.
Мнения экспертов относительно нововведений депутатов партии «Единая Россия», которые выступили инициаторами поправок, неоднозначны. Вопросы возникают именно на счет рекламы в сети интернет. В частности, жертвами госвмешательства в интернет-рекламу могут стать владельцы интернет-магазинов. Помимо прочего, возникает вопрос о недостаточной разработанности законодательной базы для регулирования интернет-торговли: границы между офертой и рекламой крайне размыты, подчеркивает юрист Pepeliaev Group LLC Юрий Халимовский, поскольку определения данных понятий согласно «Закону о рекламе» и ст.. 437ГК РФ о публичной оферте схожи, что делает алкогольные интернет-магазины уязвимыми.
Производители алкоголя утверждают, что подобные меры борьбы за снижение продаж алкоголя в стране неэффективны. В частности, председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров выразил мнение, что ущерб от запрета «алкогольной» рекламы понесут производители элитной алкогольной продукции, а «дешевая водка в рекламе не нуждается».
Открытым вопросом так же остается и контроль рекламы в сети: с доменной зоной RU безусловно проблем не возникнет, а вот что делать с зонами, которые находятся вне компетенции российского правительства?