Куда обращаться хозяйствующим субъектам в рамках ЕАЭС в случае возникновения спорных ситуаций, затрагивающих их права и законные интересы? Какие таможенные споры чаще всего встречаются на практике и как бизнесу обезопасить себя в соответствующих случаях? Как вернуть излишне уплаченные и (или) излишне взысканные таможенные платежи? Эти вопросы обсуждались на VIII международной конференции "Таможенное регулирование и администрирование 2018: первые результаты применения Таможенного кодекса ЕАЭС", организованной агентством "АСЭРГРУПП". Эксперты поделились опытом и дали коммерсантам практические советы.
Благодаря относительно недавним решениям ВС РФ, ситуация исправилась, отметил партнер, глава практики таможенного права и внешнеторгового регулирования юридической компании "Пепеляев Групп" Александр Косов. В одном из дел суд указал, что в случае незаконного взыскания таможенных платежей на плательщика не возлагается обязанность по предварительному обращению в таможенный орган с заявлением об их возврате, поскольку урегулирование такого вопроса в административном порядке в этом случае является правом, а не обязанностью плательщика. Необходимость обращения в таможенный орган перед обращением в суд возникает, когда после выпуска товаров заинтересованное лицо получает возможность доказать иной размер заявленной до выпуска (скорректированной по результатам таможенного контроля) таможенной стоимости в связи со вновь полученными документами, влияющими на достоверность ее определения (п. 13 Постановления Пленума ВС РФ № 18). В таких случаях, подчеркнул ВС РФ, перечисление таможенных платежей в бюджет в излишнем размере является результатом ошибки декларанта, а соответствующие платежи рассматриваются в качестве излишне уплаченных, а не взысканных. Права декларанта (плательщика) в такой ситуации считаются нарушенными не самим фактом внесения таможенных платежей в излишнем размере, а лишь при необоснованном отказе таможенного органа в возврате излишне уплаченных сумм по заявлению плательщика (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 22 марта 2018 г. № 303-КГ17-20407). Таким образом, правовая позиция, изложенная в п. 29 Постановления Пленума ВС РФ № 18, не применяется к ситуациям, когда заинтересованное лицо основывает свои требования не на новых доказательствах, подтверждающих, например, достоверность первоначального определения им таможенной стоимости, а на отсутствии у таможенного органа законных причин для ее корректировки. При этом в другом деле ВС РФ отметил, что если факт излишней уплаты таможенных платежей наступил по вине заявителя, не представившего таможне своевременно необходимые документы на стадии контроля до выпуска товара, проценты на сумму излишне уплаченных платежей могут быть начислены лишь после истечения срока рассмотрения заявления на возврат излишне уплаченных сумм. Иное приводило бы к нарушению баланса в отношениях таможенных органов и декларантов, позволив недобросовестным декларантам увеличивать сумму процентов при наличии своей просрочки в предоставлении документов, необходимых для таможенного контроля, допущенной умышленно или в виду небрежности (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 14 июня 2018 г. № 303-КГ18-118).