Конституционный суд (КС) принял к рассмотрению запрос о соответствии Конституции законодательства о введении платы за проезд тяжелых грузовиков, рассказал один из заявителей, депутат от КПРФ Вадим Соловьев. Плата за «Платон» не соответствует ст. 57 Конституции, поскольку введена постановлением правительства, а не Налоговым кодексом или другим законом о налогах и сборах, говорилось в заявлении 92 депутатов КПРФ в КС. Сам суд неоднократно указывал, что установить налог или сбор можно только законом, напоминают авторы запроса.
Плата за «Платон» содержит все признаки налоговых платежей, но законом о ее ведении не установлен ни один ее существенный элемент: объект и база, ставка или критерии ее определения, порядок и сроки уплаты в бюджет, не соблюдены конституционные принципы справедливости и соразмерности налогообложения, нет экономического обоснования сбора, не учтена фактическая способность к уплате налога, считает профессор Высшей школы экономики Елена Лукьянова. У налога есть четыре признака: обязательность, безвозмездность, принудительность и безвозвратность платежа, перечисляет управляющий партнер «Пепеляев групп» Сергей Пепеляев. Еще один формальный признак – поручение президента отменить для большегрузов транспортный налог из-за запрета двойного налогообложения, замечает он. Если КС признает, что сбор платы с тяжелых грузовиков нельзя считать налогом, может возродиться скрытая параллельная налоговая система, опасается Пепеляев. Похожая ситуация сложилась в конце 90-х гг., вспоминает он, в 1996–1997 гг. КС уже отменял своими решениями замаскированные под сборы налоговые платежи, например пограничный сбор за оформление на границе. С тех пор появилось 50 обязательных неналоговых платежей, подсчитали эксперты ТПП.