Загрузка...
08.11.2011
4 мин. на чтение

Переработка для внутреннего потребления: наконец заработает?

Осенью 2011 г. в Российской Федерации наконец-то появилась юридическая возможность применять процедуру переработки товаров для внутреннего потребления. С 20 августа 2011 года вступило в силу постановление  Правительства РФ № 565 от 12.07.2011 «Об утверждении перечня товаров, в отношении которых допускается переработка для внутреннего потребления». Появление перечня товаров позволит в полной мере заработать правилам применения переработки для внутреннего потребления, установленным в Таможенном кодексе РФ еще с 2004 года. Введение правил позволит стимулировать импортозамещение, путем создания производств продукции на территории России.

Перечень товаров, утвержденных данным постановлением, включает в себя более 40 наименований товаров, в том числе некоторые виды красящих веществ, пластмасс, текстильных материалов, изделий из черных металлов, интегральных микросхем и т.д. Ставки таможенных пошлин в отношении  таких товаров варьируются от 0% до 20%. Как следует из письма ФТС России от 1 августа 2011 г. № 01-11/36528, перечень товаров сформирован в целях стимулирования  производства компонентов для сборки автомобилей на территории РФ.

Здесь следует напомнить, что постановлением Правительства Российской Федерации  от 29 марта 2005 года № 166 и приказом Минэкономразвития России, Минпромэнерго России и Минфина России от 15 апреля 2005 г. № 73/81/58н в Российской Федерации в целях привлечения инвестиций иностранных автопроизводителей был введен режим "промышленной сборки", предусматривающий поэтапную локализацию производства автомобильной техники и компонентов на территории России. Данный режим предусматривает возможность применения в отношении ввозимых товаров специальных кодов ТН ВЭД ТС «для промышленной сборки» с нулевыми или пониженными ставками ввозных таможенных пошлин при условии взятия обязательства по организации на территории России автомобильного производства. Впоследствии данный режим был распространен и на производителей автомобильных узлов и агрегатов (далее – автокомпонентщики) с существенным увеличением перечня кодов «для промышленной сборки», а с принятием приказа от 24 декабря 2010 года № 678/1289/184н условия применения данного режимы еще более расширили возможность его применения, в том числе автокомпонентщиками.

Как указано выше, условием применения кодов «для промышленной сборки» является организация производства в России с постепенным увеличением доли стоимости продукции, добавленной в России, в том числе за счет локализации производства отдельных компонентов на российской территории. Однако для производства таких компонентов также может потребоваться ввезти субкомпоненты, на которые, по мнению экспертов ФТС России, коды «для промышленной сборки» с нулевыми или пониженными ставками не могут быть установлены. Соответственно, автокомпонентщики вынуждены платить ввозные таможенные пошлины в отношении таких субкомпонентов (от 5% до 15% от таможенной стоимости) или… применить процедуру переработки для внутреннего потребления.

Давайте разберемся, в чем смысл данной процедуры. Согласно общему правилу эскалации таможенного тарифа, чем выше степень переработки товара, тем больше ставка ввозной таможенной пошлины. Однако в силу различных экономических причин данное правило может не соблюдаться, и ставка таможенной пошлины, установленная в отношении продукции, может быть меньше ставок, установленных в отношении компонентов / сырья, из которого такая продукция производится (например, продукты из мяса, овощей для детского питания). В результате становится выгодным не ввозить компоненты / сырье в Россию и производить продукцию здесь и тем самым развивать производство, научную базу, создавать дополнительные рабочие места, а ввозить уже готовую продукцию, произведенную за границей. Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления как раз и направлена на то, чтобы исправить такие негативные последствия и предоставить возможность организовать производство товаров в России.

Основным условием применения данной таможенной процедуры является превышение суммы таможенных пошлин, подлежащих уплате за ввозимые сырье/компоненты, над суммой таможенных пошлин, уплачиваемых за продукты переработки. Данное условие стопроцентно соблюдается, когда в отношении продукции установлена нулевая ставка пошлины. В противном случае соблюдение приведенного условия может зависеть от таможенной стоимости компонентов / сырья и готовой продукции, возможные колебания которых не могут быть учтены при утверждении Правительством РФ перечня товаров (сырья / компонентов), которые могут быть помещены под данную таможенную процедуру (без утверждения такого перечня таможенная процедура не может применяться).

Какие же плюсы предусматривает таможенная процедура переработки для внутреннего потребления? Во-первых, в отношении сырья / компонентов не подлежат уплате ввозные таможенные пошлины, а во-вторых, при завершении переработки для внутреннего потребления таможенные пошлины уплачиваются по ставкам, установленным в отношении к произведенной продукции. Соответственно, если в отношении продукции установлена нулевая ставка, то импортер вообще не платит таможенную пошлину: ни в отношении ввезенных компонентов / сырья, ни в отношении продукции.

Соответственно, применяя таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления автокомпонентщики вправе не платить таможенную пошлину в отношении товаров, указанных в постановлении Правительства РФ от 12.07.2011 № 565, а по произведенным из них продуктам, в отношении которых установлены коды «для промышленной сборки» с нулевыми ставками применить такие коды и ставки. Таким образом, достигаются сразу две цели – локализация производства компонентов и законная экономия на таможенной пошлине.

Однако в бочке меда есть ложка дегтя. Экономический эффект применения этой прогрессивной таможенной процедуры существенно снижается за счет НДС, который требуется уплатить в отношении ввозимого сырья / компонентов, помещаемых под процедуру. В силу положений пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ этот НДС нельзя будет вычесть. Соответственно, ввозной НДС будет представлять собой дополнительный расход для импортера. Таким образом, правила уплаты НДС теперь будут препятствовать применению не только таможенной процедуры переработки на таможенной территории (проблема применения нулевой ставки в отношении вывозимой продукции в рамках схемы купли-продажи), но и таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления. Для исправления этой ситуации необходимо внести изменения в Налоговый кодекс РФ, дополнив пункт 2 статьи 171 указанием на таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления.


Вас также может заинтересовать

02.02.2023

Зелёные риски: контроль за экологическими нормами ужесточится

«2022 год обошёлся без громких экологических катастроф, но количество судебных дел о возмещении вреда природе продолжает...

01.02.2023

Трансформация комплаенса в корпоративном секторе

Последние годы российский бизнес сталкивается с большим количеством новых рисков. Особенно остро они проявились в связи ...

01.02.2023

Юррынок труда — 2022: переходы и тенденции

Представьте новогоднюю игрушку — шар с искусственным снегом внутри. Российский юррынок 2022 года можно сравнить с ним, где...

31.01.2023

Что думает отрасль об увеличении штрафов за продажу лекарств без рецепта

В Госдуму 17 января внесли законопроект о штрафах за продажу лекарств из перечня предметно-количественного учета (ПКУ) без...

X

25 антикризисных задач

которые мы можем решить
вместе с вами


Узнать