Возможность зачислять выручку на зарубежные счета позволяет российскому бизнесу получать деньги там, где это удобно клиенту. Скрывать выручку от налогов на зарубежных счетах давно бессмысленно в условиях международного автоматического обмена информацией. Отменить ограничения на получение денег за рубежом стоило многие годы назад.
Теперь российские юридические лица смогут без риска конфискации выручки работать за границей не только через дочерние организации, но и через филиалы или представительства. Раньше вести за границей деятельность через филиал или представительство и даже открывать им зарубежные банковские счета тоже было можно, но вот зачислять на иностранные счета выручку (за редкими исключениями) нельзя.
За зачисление внешнеторговой выручки на зарубежные счета раньше полагался штраф от 75 до 100% суммы операции. В условиях, когда с полученной суммы уплачены все налоги, такой штраф почти всегда больше, чем оставил себе получатель. В отсутствие сколько-нибудь доказуемой общественной опасности зачисления средств на зарубежный счет и при недостижимости цели превенции какого-либо вреда такой штраф превратился в конфискационный налог.
Несмотря на поправки, проверяющие и после 01.07.2021 продолжают налагать штрафы за ранее совершенные операции. Прекращать взыскание ранее наложенных штрафов административные органы тоже отказываются. Один из пунктов летнего закона распространил новое валютное регулирование на ранее заключенные договоры, обязательства по которым не исполнены. Казалось бы, это послабление резидентам, которые не успели получить выручку. Но этот пункт используется, чтобы обосновать, что для выручки, которая уже была зачислена до 1 июля 2021 г., все по-прежнему послаблений нет. Между тем нельзя путать регуляторные и охранительные нормы. Регуляторные нормы имеют обратную силу, если прямо предусматривают это (что и
произошло для «открытых» внешнеторговых до говоров), а охранительные, если он улучшают положение привлекаемого к публичной ответственности лица, — всегда.
Более того, конфискационные штрафы по-прежнему актуальны для зачисления средств на зарубежные счета вне рамок внешней торговли, в частности, физическими лицами — валютными резидентами, когда операция не входит в «белый список» разрешенных.
Данные для наложения штрафа проверяющие берут из отчетов о движении средств, которые представляют сами резиденты, причем «прозревают» проверяющие часто не сразу после получения отчета, а незадолго до истечения двухлетнего срока давности, собрав отчеты за несколько периодов. Дальнейший спор для нарушителя, как правило, бесполезен.
Суды отказываются снижать штрафы, укоризненно повторяя, что плохой закон — это закон, его незнание не освобождает от ответственности, а опасность деяния выражена в «пренебрежении к установленному порядку» и «дезорганизации отношений в сфере регулирования». Формулировки, всегда помогающие, когда надо наказать без какого-либо ущерба и угрозы.
Отвергаются даже аргументы, что в некоторых иностранных валютах вообще невозможно получить деньги на российский счет, потому что в нашей стране нет ни одного банка, который работает в этой валюте. Объективное понятие вины юридического лица как непринятия всех возможных мер, по мысли проверяющих и судов, означает, что надо заставить клиента платить в валюте, которую можно принять на российский счет.
Иногда в судебной практике можно обнаружить и поучительный посыл, будто получение денег на зарубежные счета лишает резидента возможности содержать себя и вести деятельность. Штраф в размере всей выручки преподносится здесь как полезная услуга проверяющих нерадивому и не владеющему основами финансовой логистики резиденту. Примерно так же иногда считают, что без многочисленных форм отчетности по валютным операциям резиденты запутаются в платежах.
Бизнесу, который нес за границей требуемые для получения выручки доходы, предлагалось доказать, сколько конкретно нужно потратить за рубежом, да и то по нескольким видам работ и услуг. Любой изъян в аргументации — например, в договоре возмещение затрат не выделено и покрывается выручкой — снова означал конфискацию.
Надеемся, что с новыми поправками мелочная опека и начетничество в подходах к валютным операциям без малейшего понимания, как на самом деле работают международные экономические отношения, хотя бы частично прекратятся.