Загрузка...
12.03.2012
3 мин. на чтение

От налогов не отмоешься

Уклонение от уплаты налогов станет основанием для подозрения в отмывании преступных доходов. Такая норма предусмотрена законопроектом, который подготовил и направил в правительство Росфинмониторинг.

Проект поправок Росфинмониторинга (есть в распоряжении Банки.ру) направлен на ужесточение законодательства в части контроля за легализацией преступных доходов. В пояснительной записке к документу сказано, что «к числу предикатных по отношению к легализации доходов преступлений вводятся деяния, направленные на уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей». Иными словами, уход от налогов будет служить основанием подозревать компанию или физлицо в отмывании. Для этого предлагается внести изменения в Уголовный кодекс, исключающий на данный момент налоговые правонарушения из числа операций, в результате которых были отмыты преступные доходы.

Соответственно, и финансовые организации, в том числе банки, оценивающие деятельность своих клиентов на предмет соблюдения ими антиотмывочного законодательства, должны будут следить за их налоговыми платежами и ставить в известность финразведку об этих правонарушениях. Законопроектом также предусмотрена передача полученных Росфинмониторингом сведений не только в правоохранительные, но и в налоговые органы.

Сейчас, как говорят представители банков, налоговая дисциплина клиентов учитывается при проверке их деятельности на соответствие нормам антиотмывочного законодательства, но в совокупности с другими факторами. «Так, под подозрение могут попасть клиенты с небольшим уставным капиталом, огромными оборотами по счету и низким процентом налоговых отчислений от этого оборота, и при этом проводящие транзитные операции, то есть списывающие все начисления», — рассказывает начальник департамента финансового мониторинга и валютного контроля Нордеа Банка Ирина Мусорина.

По ее словам, даже при наличии таких подробных признаков сомнительности банкам все равно приходится проделывать большую аналитическую работу: например, низкий процент налоговых отчислений может быть у клиента, который выполняет агентскую работу и получает прибыль в виде комиссии от оборота. И если это выясняется, то банк не сообщает о таком клиенте в Росфинмониторинг.

Эксперты считают, что банкам сложно выявлять налоговых уклонистов и тем более делать вывод об их причастности к легализации преступных доходов. «Даже если банк будет пытаться руководствоваться установленными Федеральной налоговой службой критериями, потенциально указывающими на недобросовестных плательщиков, вряд ли у него получится сделать хоть сколько-нибудь обоснованный вывод, так как для этого необходимо обладать всей полнотой информации о финансовых операциях и имущественном положении организации», — поясняет партнер ЮФ «ФБК-Право» Александр Сотов. Между тем, по его словам, кредитная организация располагает только информацией по банковскому счету клиента.

«У компании может быть несколько счетов в разных банках, а платить налоги она будет с одного», — соглашается Ирина Мусорина.

По словам руководителя группы банковской практики «Пепеляев групп» Лидии Горшковой, основание для подозрения в отмывании при уклонении от уплаты налогов может возникнуть в случае сокрытия доходов, но это нужно еще доказать.

Представители банков напоминают, что сейчас они лишь содействуют налоговикам в их проверках. Если у налогового органа возникает подозрение в отношении конкретного предприятия, то он может сделать соответствующий запрос в банк, где оно обслуживается.

«Работа в обратном порядке — передача данных в налоговые органы будет не такой результативной, поскольку информация может быть эффективно использована только в ходе выездных и камеральных проверок — основных инструментов налогового контроля, — поясняет Сотов. — Предоставление информации вне рамок таких проверок может оказаться несвоевременным, а потому и лишним».

Банки говорят, что если их обяжут следить за тем, платит клиент налоги или нет, без привязки к другим факторам, то это приведет к тому, что они будут передавать всю информацию о налоговых платежах клиентов. «Однозначно оценить, насколько возрастут затраты банков в случае одобрения законопроекта, можно будет только при определении механизма взаимодействия кредитных организаций и ФНС, который должен быть установлен соответствующим нормативным актом», — считает топ-менеджер банка из топ-20.

Нормы данного законопроекта — это попытка приведения российского законодательства к стандартам Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). Аналогичная норма включена в обновленные рекомендации FATF, выпущенные в феврале текущего года.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Авторы

Лидия Горшкова
Руководитель банковской и финансовой практики
l.gorshkova@pgplaw.ru

Практики

Подписаться на рассылку

Вас также может заинтересовать

skill

15.08.2024

Последствия приостановки СИДН. Двойное налогообложение. Сергей Сосновский

Сергей Сосновский, партнер, руководитель налоговой практики «Пепеляев Групп» в Санкт-Петербурге, рассказывает об основных последствиях приостановки действий международных...

Смотреть

09.10.2024

Обзор писем Минфина России и ФНС России за июнь – сентябрь 2024 г.

Письмом от 16 июля 2024 г. № 03-04-05/66095 Минфин России ответил на вопрос об учете компенсаций за использование личного...

09.10.2024

Журнал «Налоговед» № 10, 2024

«Налоговед» - журнал для профессионалов налогового права. Главные статьи номера: Возврат необоснованно учтенного...

07.10.2024

Налоговые новости. Дайджест 30 сентября – 6 октября 2024 г.

Главные новости: в Госдуму внесен правительственный законопроект с поправками в НК РФ: госпошлина, НДПИ, налог на прибыль...

04.10.2024

ВС РФ рассмотрел очередной спор о законности включения лицензионных платежей в таможенную стоимость

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Пепеляева с автором статьи «Не в пробке veritas» Александром Косовым....