Загрузка...
12.03.2012
3 мин. на чтение

От налогов не отмоешься

Уклонение от уплаты налогов станет основанием для подозрения в отмывании преступных доходов. Такая норма предусмотрена законопроектом, который подготовил и направил в правительство Росфинмониторинг.

Проект поправок Росфинмониторинга (есть в распоряжении Банки.ру) направлен на ужесточение законодательства в части контроля за легализацией преступных доходов. В пояснительной записке к документу сказано, что «к числу предикатных по отношению к легализации доходов преступлений вводятся деяния, направленные на уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей». Иными словами, уход от налогов будет служить основанием подозревать компанию или физлицо в отмывании. Для этого предлагается внести изменения в Уголовный кодекс, исключающий на данный момент налоговые правонарушения из числа операций, в результате которых были отмыты преступные доходы.

Соответственно, и финансовые организации, в том числе банки, оценивающие деятельность своих клиентов на предмет соблюдения ими антиотмывочного законодательства, должны будут следить за их налоговыми платежами и ставить в известность финразведку об этих правонарушениях. Законопроектом также предусмотрена передача полученных Росфинмониторингом сведений не только в правоохранительные, но и в налоговые органы.

Сейчас, как говорят представители банков, налоговая дисциплина клиентов учитывается при проверке их деятельности на соответствие нормам антиотмывочного законодательства, но в совокупности с другими факторами. «Так, под подозрение могут попасть клиенты с небольшим уставным капиталом, огромными оборотами по счету и низким процентом налоговых отчислений от этого оборота, и при этом проводящие транзитные операции, то есть списывающие все начисления», — рассказывает начальник департамента финансового мониторинга и валютного контроля Нордеа Банка Ирина Мусорина.

По ее словам, даже при наличии таких подробных признаков сомнительности банкам все равно приходится проделывать большую аналитическую работу: например, низкий процент налоговых отчислений может быть у клиента, который выполняет агентскую работу и получает прибыль в виде комиссии от оборота. И если это выясняется, то банк не сообщает о таком клиенте в Росфинмониторинг.

Эксперты считают, что банкам сложно выявлять налоговых уклонистов и тем более делать вывод об их причастности к легализации преступных доходов. «Даже если банк будет пытаться руководствоваться установленными Федеральной налоговой службой критериями, потенциально указывающими на недобросовестных плательщиков, вряд ли у него получится сделать хоть сколько-нибудь обоснованный вывод, так как для этого необходимо обладать всей полнотой информации о финансовых операциях и имущественном положении организации», — поясняет партнер ЮФ «ФБК-Право» Александр Сотов. Между тем, по его словам, кредитная организация располагает только информацией по банковскому счету клиента.

«У компании может быть несколько счетов в разных банках, а платить налоги она будет с одного», — соглашается Ирина Мусорина.

По словам руководителя группы банковской практики «Пепеляев групп» Лидии Горшковой, основание для подозрения в отмывании при уклонении от уплаты налогов может возникнуть в случае сокрытия доходов, но это нужно еще доказать.

Представители банков напоминают, что сейчас они лишь содействуют налоговикам в их проверках. Если у налогового органа возникает подозрение в отношении конкретного предприятия, то он может сделать соответствующий запрос в банк, где оно обслуживается.

«Работа в обратном порядке — передача данных в налоговые органы будет не такой результативной, поскольку информация может быть эффективно использована только в ходе выездных и камеральных проверок — основных инструментов налогового контроля, — поясняет Сотов. — Предоставление информации вне рамок таких проверок может оказаться несвоевременным, а потому и лишним».

Банки говорят, что если их обяжут следить за тем, платит клиент налоги или нет, без привязки к другим факторам, то это приведет к тому, что они будут передавать всю информацию о налоговых платежах клиентов. «Однозначно оценить, насколько возрастут затраты банков в случае одобрения законопроекта, можно будет только при определении механизма взаимодействия кредитных организаций и ФНС, который должен быть установлен соответствующим нормативным актом», — считает топ-менеджер банка из топ-20.

Нормы данного законопроекта — это попытка приведения российского законодательства к стандартам Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). Аналогичная норма включена в обновленные рекомендации FATF, выпущенные в феврале текущего года.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Авторы

Лидия Горшкова
Руководитель банковской и финансовой практики
l.gorshkova@pgplaw.ru

Практики

Подписаться на рассылку

Вас также может заинтересовать

skill

20.02.2025

Китайская правовая система: законы или прецеденты, инвестиции, налоговые льготы, недвижимость и др

Наталья Стенина, партнер «Пепеляев Групп», берет интервью у юристов одной из самых крупных юридических компаний Китая.

Смотреть

28.04.2025

Агитация за счастье: в чем проблема новой системы налогового мониторинга

К началу 2025 года, по данным Аналитического портала ФНС, к системе налогового мониторинга было подключено 768 российских...

28.04.2025

Налоговые новости. Дайджест за 21-27 апреля 2025 г.

Главные новости: Минфин: до 2030 г. базовые налоговые условия закреплены и останутся неизменными; для предпринимателей на...

27.04.2025

Какие налоговые изменения обернутся проблемами в бизнесе

В 2025 предприниматели региона встретились с рядом серьезных налоговых нововведений. Какие из них серьезнее всего повлияют...

24.04.2025

Субсидия, выплаченная в качестве компенсации ущерба, не подлежит включению в состав доходов по УСН

18 апреля Верховный Суд вынес Определение № 310-ЭС24-23706 по делу № А09-12215/2023, в котором разъяснил, подлежит ли включению...