Право участника РИП на налоговые льготы зависит от объема его капитальных вложений. Но что именно следует считать такими вложениями, в НК РФ четко не определено. Подробнее читайте в статье руководителя Сибирского офиса «Пепеляев Групп» Егора Лысенко и руководителя Сахалинского офиса «Пепеляев Групп» Андрея Микулина.
Ключевым показателем, обеспечивающим право участников региональных инвестиционных проектов (РИП) на использование льгот по налогу на прибыль и НДПИ, является сумма финансирования, которая определяется по объему капитальных вложений.
В зависимости от суммы инвестиций – не менее 50 млн или 500 млн руб. – такое финансирование должно быть осуществлено получившими свой статус участниками «реестровых» РИП (подп. 1 п. 1 ст. 25.9 НК РФ) в срок соответственно до трех или пяти лет со дня включения организации в реестр участников РИП (подп. 4 п. 1 ст. 25.8 НК РФ). Аналогично этому для участников «заявочных» РИП (подп. 2 п. 1 ст. 25.9 НК РФ) такое финансирование должно быть осуществлено не ранее соответственно трех или пяти лет, предшествующих дате обращения организации в налоговый орган с заявлением о применении налоговой льготы (подп. 4.1 п. 1 ст. 25.8 НК РФ).
Хотя понятие «капитальные вложения» широко используется в НК РФ, его содержание, как и суть термина «осуществленные капвложения», Кодексом прямо не определены.
Неясность в этом вопросе создает на практике неопределенность. Непонятно, признаются ли капитальными вложениями расходы, которые были фактически понесены в целях создания основных средств (далее также – ОС), или же капитальные вложения являются таковыми с момента формирования первоначальной стоимости актива и перевода в состав ОС.
И хотя законодательство о бухгалтерском учете в эти термины вкладывает вполне определенный экономический и правовой смысл, этот пробел в последнее время стал причиной «нормотворческих инициатив» налоговых органов. Например, объекты фактически построены инвестором, может быть, даже уже эксплуатируются и приносят доход, но еще не оформлены как ОС. Нередко в подобных случаях налоговые органы возражают против учета в объеме применяемых льгот сумм инвестиций в имущество, которое было переведено в состав ОС за рамками установленных НК РФ сроков инвестирования. Регулятор исходит из того, что в такой ситуации капитальные вложения фактически «осуществлены» позднее.
Поводом для такого толкования стало дело ПАО «Северсталь», рассмотренное в 2021 г. ВС РФ.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
«Налоговед»