Особый путь или глобальная интеграция?
Российская Федерация стоит в преддверии вступления во Всемирную торговую организацию. Мнения населения и промышленников по поводу этого события кардинально изменились. Пессимисты говорят, что членство в ВТО окончательно разрушит российскую промышленность и навсегда закрепит за нашей страной статус сырьевого придатка западных стран и «всемирной фабрики» - Китая. Оптимисты говорят, что дальнейшая интеграция в мировую экономику подстегнёт промышленные круги и заставит их производить конкурентоспособную продукцию. Истина, как обычно лежит где-то посредине.
Любопытно, что вступление РФ в ВТО вызывает неоднозначную реакцию не только в России. Американские профсоюзные деятели напуганы возможной экспансией российских товаров на американский рынок. Они опасаются повторения сценария 2001 года, когда вступление Китая в ВТО практически обрушило собственное американское производство. Дело дошло до того, что даже легендарные береты зеленого цвета для американского армейского спецназа и те уже начали закупаться в КНР. Представители профсоюза работников сталелитейной промышленности США рисуют мрачные прогнозы: они уверены, что американский рынок распахнется настежь перед российскими металлургами, а Россия в ответ лишь «немного приоткроет двери». Профсоюзные лидеры остерегаются, что процесс выхода российской стали на американский рынок приведет к сокращению рабочих мест в американской металлургической отрасли, закрытию заводов и снижению уровня жизни американцев. Авторы обращения от имени фермеров, рабочих и предпринимателей Америки призывают вести правительство США переговоры в их интересах.
Встревоженных американских производственников успокоил заместитель госсекретаря США Роберт Харрис. Он обнадежил фермеров и скотоводов открывающимся широким доступом к 140-миллионному российскому потребительскому рынку. Также он выразил надежду, что растущий средний класс России вскоре сделает нашу страну «крупнейшим розничным рынком Европы». Про сталеваров Харрис ничего не сказал, так что металлургам Питтсбурга видимо есть за что волноваться.
Впрочем, металлургическая промышленность России должна действительно выиграть от вступления страны в ВТО. «Броня крепка», а российские рельсы отличаются столь завидным качеством, что в свое время даже выиграли конкурс на поставку для железнодорожной ветки под проливом Ла-Манш.
Однако тот же Харрис справедливо заметил, что российская экономика, являясь десятой по величине в мире, занимает двадцать седьмое место по объемам экспорта продукции.
К тому же не секрет, что структура российского экспорта в основном сконцентрирована на сырьевых товарах, которые занимают 67% от всего экспортного объема. Всего 5% экспорта занимает продукция высокой степени переработки и 3% - товары, созданные с применением высоких технологий, среди которых львиная доля приходится на вооружение и военную технику. Вот уже шестьдесят с лишним лет остается справедливым замечание сэра Уинстона Черчилля, который сказал, что «русские умеют хорошо делать коньяк, балет и танки».
Однако такая ситуация не является чем-то уникальным на мировом рынке. Как не странно, но при внимательном рассмотрении ближайшим аналогом, страной со схожей структурой экспорта являет признанный лидер по уровню жизни – Норвегия. Значительную долю экспортных возможностей этой северной страны составляют именно энергоносители. Танки в Норвегии делать не научились, но вот их судостроение является достаточно развитой отраслью. Несмотря на то, что по валовому объему норвежские кораблестроители отстают от своих корейских и китайских коллег – Норвегия специализируется именно на высокотехнологичном кораблестроении, с высокой долей добавленной стоимости.
Проблема доступа технологичных российских компаний на внешний рынок стала и предметом обсуждения «круглого стола», состоявшегося под эгидой российской Торгово-промышленной палаты. Помимо разрабатываемой системы государственной поддержки, эксперты представили на заседании и проект «дорожной карты» по совершенствованию таможенного администрирования в области экспорта. Ознакомила участников «круглого стола» с концепцией Галина Баландина – партнер, руководитель практики по таможенному праву компании «Пепеляев Групп». Госпожа Баландина также участвует в деятельности «Агентства Стратегических Инициатив» - автономной некоммерческой организации, созданной личным распоряжением Владимира Путина. Поддержка экспортного потенциала при таможенном администрировании является одной из составных частей плана глобальных преобразований российской таможни, которое было представлено АСИ. Это план включает в себя такие поистине революционные преобразования, такие как значительное сокращение времени таможенного оформления и выпуск товаров без фактической уплаты таможенных платежей под банковские финансовые гарантии.
В настоящее время «дорожная карта» по совершенствованию таможенного администрирования согласована с заинтересованными министерствами и ведомствами и утверждена распоряжением Правительства России. Последние события с аналогичной «дорожной картой» АСИ в области строительства позволяют надеяться, что этот проект не будет спущен на тормозах и не будет отложен в «долгий ящик».
Напомним, что в конце июля премьер-министр России Дмитрий Медведем жестко раскритиковал позицию российских правительственных органов, которые практически выхолостили предлагаемые экспертами изменения по одной из «дорожных карт» АСИ. Внесенные чиновниками поправки свели на нет возможный положительный эффект снижения бюрократических препонов при строительстве. Премьер поручил профильным ведомствам еще раз рассмотреть предложенную АСИ дорожную карту и в своих поправках не слишком отклоняться от генеральной линии, предложенной Агентством.
Вышедшее в свет распоряжение Правительства № 1125-р от 29 июня 2012 года утвердило план мероприятий по совершенствованию таможенного администрирования. Так, уже к январю 2013 года количество сведений в транзитной декларации при перевозке по книжкам МДП должно сократиться до 15 позиций, а к сентябрю 2012 года все государственные органы в основных российских морских портах должны будут работать круглосуточно, а все сведения об оформленных уполномоченными банками паспортах внешнеторговых сделок должны передаваться в ФТС России в электронном виде «в режиме времени, близком к реальному». В январе 2013 года таможенные органы уже не будут требовать от участников внешнеторговой деятельности копий паспортов сделок. К июлю 2013 года копии таможенных деклараций на товары должны перестать требовать от импортеров и экспортеров уже и уполномоченные банки. К началу следующего года уполномоченные экономические операторы должны получить возможность выпускать товар до подачи таможенной декларации и без расчета суммы обеспечения. Тогда же будет пересмотрена и 16 глава КоАП РФ, предусматривающая ответственность за правонарушения в таможенной сфере.
Правительство порадовало и сотрудников таможни – к началу 2013 года будет разработана программа по социальным гарантиям и по заработной плате для российских Верещагиных.
Однако, кроме упрощения процедур таможенного администрирования открытым остается вопрос, каким отраслям государство планирует оказывать помощь при выходе на международный рынок. Денег на всех не хватит – это совершенно очевидно. Совершенно ясно, что к пирогу государственной помощи постараются дотянуться многие компании – от действительно эффективных и инновационных до откровенных аферистов. Кроме того, есть такие отрасли, где наверстывание позиций мировых лидеров может просто надорвать российскую экономику. Впрочем, даже простое «догнать» в некоторых отраслях никак не будет означать автоматического получения соответствующей доли сбыта на мировом рынке. В этой связи можно вспомнить фразу, приписываемую Иосифу Сталину. Вождь поручил авиаконструктору Туполеву скопировать американский стратегический бомбардировщик B-29. Туполев предложил сделать лучший самолет. Сталин пыхнул трубкой и молвил: «Не надо лучше, сделайте такой же». Стоит признать, что система глобального разделения труда в настоящее время близка к своему апофеозу, когда целые регионы мира приобретают свою специализацию. Развитые средства транспортировки позволяют перебрасывать товарные запасы из одного края света в другой без существенного увеличения стоимости. В свое время американские экономисты считали, что развитие морского транспорта позволит промышленно развитому северу США более эффективно снабжать своей продукцией аграрный юг Америки. Однако развитие морского транспорта привело к тому, что даже «промышленно развитый» север стал получать товары из Китая. Надеяться на то, что мы сможем в краткие сроки «догнать и перегнать», по-видимому, не стоит.
Представляется, что нам надо продолжать делать то, что у нас лучше всего получается. Умеем делать рельсы - пусть у нас будет самое лучшее в мире сталелитейное производство. Умеем запускать людей в космос – мы должны делать это лучше всех. Ведь не стремиться же упомянутая выше Норвегия летать в космос? Да и, например, не существует в природе самолетов или автомобилей норвежского производства. А в отличие от Норвегии наши природные запасы еще до конца даже не исследованы. Например, в центре Таймыра побывало людей меньше, чем на Эвересте, а территория этого полуострова в геологическом отношении исследована всего лишь на 3 процента.
Большое количество природных запасов – это не проклятье, как любят выражаться некоторые экономистов. Это – существенная фора. Но распорядиться ей нужно с умом. С одной стороны пора прекращать порочную практику экспорта необработанного сырья. За рубеж нужно отправлять не лес-кругляк, а на худой конец деревянные ложки и не сырую нефть и газ, а бензин и пластмассовые тазики. С другой стороны резко закрыть границы для вывоза сырья никак не удастся. Прежде всего, потому, что это – существенная статья пополнения федерального бюджета и ее исчезновение приведет к сокращению социальной поддержки населения. Одномоментно перерабатывающие производства не строятся. Тем не менее, продавливать такое изменение экспортной структуры в среднесрочной перспективе крайне необходимо. Хорошим примером является постепенное замещение экспорта круглого леса на обработанные пиломатериалы.
Следовательно – вопрос «особый путь или глобальная интеграция» можно решить столь любимым россиянами «ассиметричным способом». Наше будущее – это особый путь в глобальную интеграцию.