Загрузка...
15.04.2024
2 мин. на чтение

Определение действительного размера налогового обязательства налогоплательщика: кто, как и когда?

КС РФ называет налоговую реконструкцию способом определения действительного размера налогового обязательства (ДРНО) налогоплательщика. Но остаются вопросы: на основании чего, кто, как и когда должен его определять? В статье ведущий юрист «Пепеляев Групп» Константин Сасов предлагает свои ответы.

Препятствует ли п. 2 ст. 54.1 НК РФ определению ДРНО налогоплательщика?

Cанкцией нормы п. 2 ст. 54.1 НК РФ служит отказ налогоплательщику в праве уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога согласно правилам соответствующей главы части второй Кодекса. Такой отказ не означает, что правонарушитель обязан заплатить налог в незаконном размере. Из него следует, что исчисление и взыскание налога нужно осуществлять по правилам, установленным в части первой НК РФ.

Таких правил два:
  • право налогового органа определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками, расчетным путем на основании имеющейся у него информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (подп. 7 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ);
  • право налогового органа взыскать задолженность в судебном порядке с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера его деятельности (подп. 2 п. 3 ст. 45 НК РФ).
Ранее ФНС России отрицала такое толкование нормы и этой позиции придерживались некоторые арбитражные суды.

Однако со временем суды согласились, что ст. 54.1 НК РФ не исключает возможности учесть расходы и вычеты при исполнении сделки лицом, не поименованным в первичных документах. Суды стали указывать, что отказ учесть экономически обоснованные расходы по формальному признаку ведет к искажению реального размера налоговых обязательств в соответствии с действительным экономическим смыслом хозяйственных операций налогоплательщика. Поскольку в ходе проверки налоговый орган, поставив под сомнение реальность выполнения работ именно рассматриваемыми контрагентами, не установил фактический размер налоговых обязательств общества, доначисленная сумма налога на прибыль не доказана. Если налоговый орган в ходе проверки не опроверг факты, что товар поступил налогоплательщику и в последующем был им продан конечному потребителю, это неизбежно влечет искажение реального размера обязательств по налогу на прибыль – нарушение ст. 247, 252, 313 НК РФ.

В итоге и ФНС России согласилась, что положения п. 1 и 2 ст. 54.1 НК РФ состоят в нормативном единстве с положением подп. 2 п. 3 ст. 45 Кодекса, предусматривающим право налоговых органов изменять юридическую квалификацию сделок, совершенных налогоплательщиком; искажение сведений о фактах хозяйственной жизни предполагает доначисление сумм налогов таким образом, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений.

Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Налоговед»

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

11.07.2025

Новый налог на прибыль для МГК. Почему пострадает российский бизнес

Российским участникам международных групп компаний (МГК) хотят повысить налог на прибыль до 15%. Аналог таких правил в мире...

08.07.2025

ФНС усиливает контроль за выплатой зарплат в конвертах. Кто в зоне риска

По данным судебной статистики, за последние 2 года выплаты зарплат в конвертах увеличились. Как на нарушения реагирует ФНС,...

07.07.2025

Сделано с заботой: о новой отчетной нагрузке

На сайте ФНС России опубликованы новые версии 30 документов, адресованных компаниям, включенным в систему налогового мониторинга....

07.07.2025

Налоговые НПА: обзор за 2 квартал 2025 г.

Наиболее важные нормативно-правовые акты, а также письма Минфина и ФНС, принятые в указанный период.