Загрузка...
30.08.2012
4 мин. на чтение

Обзор развития законодательства об интеллектуальной собственности

Первое полугодие 2012 года нельзя назвать знаковым в отношении дальнейшего развития законодательства об интеллектуальной собственности. Хотя работа над поправками в ГК РФ продолжалась, во втором чтении был одобрен соответствующий законопроект.

К сожалению, многие из поправок, предлагавшихся различными неформальными объединениями специалистов в сфере интеллектуальной собственности, не были учтены рабочей группой, готовившей сводный пакет поправок. Некоторые из одобренных поправок имеют, на наш взгляд, неполный характер и не смогут в полной мере урегулировать складывающиеся правоотношения.
В настоящее время работа над законопроектом продолжается и, вероятно, в ближайшее время можно будет говорить о том, какие именно поправки будут обсуждаться в третьем чтении.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 г. № 218 было утверждено Положение о Федеральной службе по интеллектуальной собственности. Названное Положение было подготовлено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 мая 2011 г. № 673 «О федеральной службе по интеллектуальной собственности», которым было установлено, что Федеральная служба по интеллектуальной собственности является правопреемником Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, а также правопреемником Министерства юстиции Российской Федерации в части, касающейся правовой защиты интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, в том числе по обязательствам, возникающим в результате исполнения судебных решений. Получив новые функции, РОСПАТЕНТ перестал быть патентным ведомством в традиционном смысле этого термина, хотя за ним сохранились функции оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, нормативно-правовому регулированию вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в установленной сфере деятельности.


Вместе с тем этот год был насыщен многими событиями, связанными со  сферой интеллектуальной собственности. 
Продолжалась совместная деятельность различных правоприменителей, включая правообладателей, по совершенствованию применения законодательства об интеллектуальной собственности. В частности,  различного рода мероприятия проводились в рамках возложенной на Министерство юстиции РФ функции по мониторингу правоприменения. К сожалению, федеральные органы исполнительной власти не могут дать полную и разноаспектную картину применения законодательства в сфере интеллектуальной собственности. В связи с этим следует всячески поддержать курс Минюста России на сотрудничество с частным бизнесом в части мониторинга правоприменения. Одним из факторов, подтверждающих правильность такого решения, являются две проведенных Минюстом РФ научно-практических конференции. Последняя из них проводилась в мае, в Санкт-Петербурге. Одна из подсекций (в рамках секции гражданского права) была посвящена вопросам защиты интеллектуальных прав.  
Участниками мероприятия были сделаны доклады на такие темы как «Правоприменение в рамках судебной защиты», «Проблемы правоприменительной практики привлечения специалистов системы Роспатента к проведению судебных экспертизы и определение круга «заинтересованных» лиц, обладающих правом подачи заявлений, предусмотренных частью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, и пути их решения», «Решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации как инструмент перехода к прецедентному праву», «Параллельный импорт», «Средства индивидуализации», «Недобросовестная регистрация товарных знаков: злоупотребление правом или акт недобросовестной конкуренции», «Ответственность за незаконное использование интеллектуальной собственности в Интернете», «Правоприменительная практика распределения прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные по государственным контрактам». Содержание этих докладов было основано на  результатах самостоятельного – частного - мониторинга применения законодательства в сфере интеллектуальной собственности.  Участниками конференции был сформулирован ряд предложений, направленных на совершенствование такого законодательства и, соответственно, его правоприменения. Среди этих предложений:
     1. Внесение изменений в АПК РФ в отношении статуса «специалиста», отвечающих потребностям рассмотрения споров в Суде по интеллектуальным правам;
          создание специальной судебной структуры или специальных судейских составов в судах общей юрисдикции для рассмотрения споров по авторским правам и смежным правам;
     2. Дополнение Федерального закона  «Об исполнительном производстве» в целях расширения перечня случаев – оснований для наложения ареста на имущество, являющееся контрафактным товаром, поскольку в настоящее время, в силу недостаточного правового регулирования, принудительное исполнение судебного акта является поводом для жалоб сторон исполнительного производства и обращений судебных приставов за разъяснениями в суд, принявший судебный акт.
     3.  Внесение от имени  Минюста РФ и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти предложений о дополнительных поправках в ГК РФ. Среди таких дополнений; (1) расширение  перечня способов распоряжения исключительными правами путем прямого их перечислении; (2) возможность заключения лицензионных договоров в отношении объектов интеллектуальной деятельности, распространяемых в сети Интернет, в электронной форме; (3) установление общей процедуры направления информационному посреднику заявления правообладателя о нарушении интеллектуальных прав в результате размещения соответствующих материалов в сети Интернет; (4) исключение положения об исчерпании исключительного права в отношении знаков обслуживания.
     4. Разработка дополнительного регулирования вопроса территории действия принципа исчерпания права с учетом законодательства Таможенного союза, зарубежного опыта (ориентированного на применение указанного принципа лишь в отношении определенных видов продукции).
      5. Разработка дополнительного регулирования содержания документов,  прилагаемых к заявкам на наименование места происхождения такого  товара как «водка».


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

25.01.2024

Текущее регулирование сделок с криптовалютами с точки зрения гражданского права. Лидия Горшкова

В этом ролике вы узнаете о текущем регулировании сделок с криптовалютами с точки зрения гражданского права.

Смотреть

17.01.2024

Собственники калужского завода «АйСиЭм Гласс Калуга» выступили резко против создания подобного ему проекта в Алабуге

Собственники крупнейшего в стране завода по производству теплоизоляции из пеностекла «АйСиЭм Гласс Калуга» (ICM Glass) борются...

15.11.2023

Восемь дел по интеллектуалке, которые должен знать бизнес

Часто бизнес зависит от интеллектуальной собственности. Для некоторых это просто бренд, для других — самый ценный производственный...

03.10.2023

Action Plan for the Protection of Intellectual Property

We will discuss an important and pressing subject: how to protect intellectual property; and how to ensure that the infr...

18.08.2023

Аналогичный случай иска

Медицинская исследовательская компания (МИК) пытается через суд получить принудительную лицензию на использование патентов,...