Загрузка...

Оборудование

Федеральная таможенная служба (ФТС) не первый год настаивает на прямых закупках у зарубежных производителей, что связано со стремлением России войти в ВТО. Однако этот переход до сих пор нельзя было назвать массовым, только компания Cisco в 2010 году официально заявила о переходе к схеме ввоза продукции в Россию на условиях прямого импорта. На долю вендора в различных сегментах телекоммуникационного оборудования приходится от 30 % до 80 % объемов продаж, и изменение модели ввоза продукции одним из основных игроков может ускорить внедрение технологии прямого импорта у конкурентов.

Перед началом нового финансового года Cisco перешла на новую схему поставки продукции – DDU (Delivered Duty Unpaid – поставка без оплаты пошлины). Генеральный директор Cisco в России Павел Бетсис на оглашении итогов 2010 финансового года назвал процесс перехода компании на схему прямого импорта сложным, но успешным. "Для этого пришлось поработать над изменением контрактов с партнерами, которые занимаются импортом и продажей нашей продукции, – рассказал он. – Стоит отметить, что очень многое с самого начала работало далеко не лучшим образом. Выявлено много недоделок, которые пришлось устранять по ходу дела".

Удобно для таможни

По причине сложности и непрозрачности российского таможенного законодательства для зарубежных компаний имеет место так называемый серый и черный импорт. При "сером" ввозе импортеры декларируют оборудование с занижением таможенной стоимости или не под своим наименованием и тем самым существенно снижают размер таможенных платежей. А при "черном" импорте – завозят товар контрабандным способом в сжатые сроки и не платят налогов в казну. Уменьшение расходов на поставку продукции снижает ее стоимость, и в результате товар становится конкурентоспособным на российском рынке. Чтобы исключить возможность занижения таможенной стоимости ввозимой продукции, ФТС предлагает переходить от поставок с участием посредников на прямые поставки от изготовителя. "Модель прямого импорта наиболее удобна для контроля таможенной службой. В этом случае ФТС имеет возможность ознакомиться с исходными документами, чтобы понять, как формировалась цена и действительно ли она рыночная", – пояснил руководитель группы практики таможенного права и внешнеторгового регулирования юридической компании "Пепеляев Групп" Александр Косов.

Белые преимущества

При использовании модели прямого импорта производитель получает инструмент для жесткого контроля канала продаж, который позволяет упростить и ускорить логистические цепочки, отсечь нелегальные схемы поставок и создать равные ценовые условия для всех партнеров. Генеральный директор Nokia Siemens Networks в России Кристина Тихонова отмечает: "Для нас и для клиентов достоинствами прямого импорта являются контроль над процессом поставки и минимизация логистических издержек, что очень важно при насыщенности рынка с точки зрения ценовой конкуренции".

"При этом "белые" поставщики получают возможность развивать бизнес на долгосрочной основе, не опасаясь традиционной ситуации, когда после продвижения продукта или разработки отдельного крупного проекта на рынок приходит сторонняя компания и предлагает оборудование по заниженной стоимости, лишая добросовестного поставщика прибыли и мотивации работать с данным товаром", – заметил руководитель отдела проектов компании "Виннком" Марк Гальперин.

Nokia Siemens Networks уже много лет использует прямой импорт как схему ввоза оборудования в Россию. Традиционно компания осуществляет импорт на условиях поставки DDU. "Подобная схема позволяет избежать дополнительных накладных расходов и является более прозрачной и управляемой end-to-end, чем при поставках через посредников", – считает Кристина Тихонова. В то же время для удовлетворения потребностей отдельных заказчиков и проектов компания использует схему ввоза на условиях DDP (Delivered Duty Paid – поставка с оплатой пошлины). По словам Кристины Тихоновой, DDP используют там, где требуются дополнительные интеграторские работы или есть сложившиеся логистические каналы, схема поставок через интеграторов. Издержки на ввоз Nokia Siemens Networks включает в стоимость продукции. "В связи с ростом бизнеса в России мы рассматриваем возможность организации склада в стране под ряд проектов, требующих бесперебойной поставки оборудования и его постоянного наличия с определенным запасом", – рассказала глава компании в России.

Непредвиденные риски

В момент перехода на новую модель поставки оборудования могут возникнуть всевозможные таможенные риски. По словам Александра Косова из "Пепеляев Групп", речь идет прежде всего о таможенных рисках по предыдущим поставкам. Как только меняются условия ввоза одних и тех же товаров в Россию – происходит смена импортера или изменение цены, – таможня инициирует проверку. "Один из наших клиентов, иностранный производитель, перешел на прямой импорт в финансовый кризис, – рассказал Александр Косов. – В связи с тяжелой экономической ситуацией на рынке цены на продукцию были снижены. Однако представители таможенной службы не желали понимать, что снижение стоимости связано именно с глобальным финансовым кризисом. Для них главным аргументом было то, что прежний импортер ввозил оборудование по ценам выше на 20 %. В результате таможенная служба внесла в стоимость ввозимых товаров корректировки, отмены которых удалось добиться только через суд".

По словам Александра Косова, в "Пепеляев Групп" обращались несколько компаний, выражавших интерес к прямому импорту, но после оценки возможных рисков некоторые из них отказались от этой идеи. Юристы просто предлагали клиентам сравнить, как изменится цена на их продукцию на российском рынке, и объясняли почему. При этом иностранный клиент был уверен, что до сих пор его продукцию ввозили с соблюдением всех правил и требований, ведь так утверждали его российские дистрибьюторы. "Но мы начинали проверку и выясняли, что оборудование ввозили с занижением таможенной стоимости и вовсе не по тем контрактам, по которым приобретали его у иностранного производителя. И даже в качестве импортеров выступали совершенно другие компании", – рассказал Александр Косов. Далее вендор обсуждал сложившуюся ситуацию с дистрибьютором. Дистрибьютор сознавался в недобросовестности, объясняя свои действия сложившимися на российском рынке правилами игры, и при этом предупреждал, что при отказе от продолжения сотрудничества с ним, помимо увеличения затрат на таможне, производителю будет нужно самостоятельно организовывать дилерскую сеть и искать клиентуру. "В таком случае вендору пришлось бы завоевывать рынок с нуля, – заметил Александр Косов. – Некоторые наши клиенты после подобного анализа ситуации отказались менять модель поставки, так как поняли, что сегодня прямой импорт не принесет им прямых дивидендов, а только создаст проблемы".

Таможня отказала в привилегиях

По словам специалиста "Пепеляев Групп", одним из преимуществ, ради которых производители готовы были перейти на прямой импорт, являлся так называемый зеленый коридор. Он давал компаниям возможность проходить контроль таможенной стоимости в специальном порядке, без предоставления дополнительных сведений и документов, подтверждающих таможенную стоимость ввозимой продукции. Юридически соответствующий приказ действует до сих пор, но, по словам Александра Косова, де-факто не применяется. "В 2008 году произошел скандал в связи с применением приказа, – рассказал он. – Было возбуждено несколько уголовных дел, в том числе против сотрудников ФТС, в связи с обвинением в коррупции. В итоге уголовные дела были прекращены, но осадок, как говорится, остался". По сообщению Александра Косова, на нескольких официальных конференциях и семинарах, посвященных вопросам таможенного регулирования, ответственные представители ФТС России заявляли, что приказ скоро будет отменен. Причина заключается в противоречии его действующему законодательству РФ, так как предоставление отдельным импортерам преимущества при производстве таможенного оформления нарушает конкуренцию на рынке.

Старший государственный таможенный инспектор Управления по связям с общественностью ФТС России Вера Абаренова подтвердила, что иностранные производители, зарекомендовавшие себя как добросовестные импортеры, могут рассчитывать на упрощение формальностей при прохождении таможенного контроля. Указанное направление реализуется в порядке, регламентированном приказами ФТС России от 4 мая 2005 года №409 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при формировании и применении перечня лиц, перемещающих товары, в отношении которых таможенный контроль при таможенном оформлении проводится не в полном объеме" и от 29 декабря 2007 года №1635 "Об утверждении Порядка исключения лиц, перемещающих товары, из области действия отдельных профилей рисков". По словам Веры Абареновой, ФТС России создала перечень компаний, в отношении которых таможенный контроль проводится не в полном объеме, и с 2005 года в него были включены 119 субъектов внешнеэкономической деятельности.

Но при этом понятие "зеленого сектора" еще не введено официально, его механизм находится в стадии формирования, собственно, как и нормативная база. "ФТС ведет работу по созданию так называемого зеленого сектора таможенного контроля. В него войдут крупные организации, добросовестно заявляющие сведения о перемещаемых товарах и уплачивающие таможенные платежи в соответствии с законодательством Российской Федерации", – прокомментировала Вера Абаренова.

Забота о заказчике

В середине 2010 года производитель телевещательного оборудования Grass Valley начал самостоятельно завозить продукцию в Россию. "Но пока это касается не всей линейки продуктов, а только сервисных компонентов, необходимых для гарантийного ремонта", – уточнила менеджер по работе с дистрибьюторами Grass Valley Ксения Сычева. Процесс перехода производителя на схему прямого импорта еще не завершен, компания работает над открытием склада в Москве. По словам Ксении Сычевой, до сих пор, чтобы осуществить гарантийный ремонт, заказчику необходимо было связываться с дилером, а тот, в свою очередь, обращался в головной офис сервисной организации Grass Valley в Германии. Новая модель ввоза позволит существенно сократить сроки поставки заказчику необходимых компонентов. "При переходе на прямой импорт мы столкнулись с теми же трудностями, что и любые другие импортеры, – рассказала менеджер по работе с дистрибьюторами Grass Valley. – Прежде всего, с бюрократизмом таможенного оформления. Кроме того, в прошлом году вступил в силу закон о ввозе шифровально-криптографических устройств, необходимо было выбрать правильную схему работы брокера с таможенной организацией". Впрочем, как рассказала Ксения Сычева, это не отразилось на сроках поставки оборудования.

В отличие от Grass Valley производитель решений для цифрового телевидения NDS Ltd. не видит для себя необходимости в прямом импорте. Компания использует в основном условия поставки FCA (Free Carrier) и FOB (Free on Board). Они означают, что продавец обязан доставить товар в указанное покупателем место, при этом расходы по доставке товара берет на себя заказчик. По словам директора по маркетингу и развитию NDS Ltd. Анастасии Свиридовой, чаще всего российские заказчики просят доставить груз к границе с Финляндией, откуда его забирает перевозчик.

"Все оборудование NDS поставляет только под заказ, – пояснила Анастасия Свиридова. – Мы завозим не стандартный товар, который может храниться на складе и ждать продажи, а законченные решения, разработанные под конкретного заказчика". Во всех странах присутствия NDS работает преимущественно напрямую с заказчиками. "Мы стараемся наладить партнерские отношения с дистрибьюторами и системными интеграторами, чтобы через них можно было осуществлять продажи, но этот процесс еще не завершен", – добавила директор по маркетингу и развитию NDS.

Интегратор согласен на все

Переход Cisco на прямой импорт пока никак не отразился на взаимоотношениях вендора с системным интегратором LWCOM, утверждает директор LWCOM networks & communications Сергей Бобров. "С Cisco мы сотрудничали и продолжаем сотрудничать через дистрибьюторов, которые отвечают за всю логистическую цепочку", – рассказал он. По словам Сергея Боброва, LWCOM невыгодно работать с производителями напрямую, так как это обязывает компанию брать на себя дополнительные функции, такие как логистика, поддержание складских запасов и пр., что не является задачей системного интегратора.

Технический директор департамента системной интеграции группы компаний "Корус Консалтинг" Евгений Хлыстов отмечает, что у многих вендоров на первых этапах перехода на прямой импорт появляются проблемы со сроками поставки, а также часто на 3-5 % возрастает закупочная стоимость продукции. По его словам, даже если зарубежный производитель решает полностью взять на себя процесс поставки продукции в Россию, он не отказывается от услуг дистрибьюторов, а продолжает с ними сотрудничать в целях сокращения издержек на логистику внутри страны. Системный интегратор "Корус Консалтинг" не занимается ввозом оборудования вендоров в Россию, на это имеют право только партнеры высшего уровня. "Но мы пока и не ставили перед собой цели достичь золотого партнерства, так как в большей степени ориентированы на сферу ИТ-консалтинга, – отметил Евгений Хлыстов. – Поэтому если для нас условия сотрудничества меняться не будут, то по большому счету нам все равно, какую модель ввоза продукции выберет вендор".

Возврат к списку

Отправить статью

Для получения доступа к Обзорам судебной практики по налоговым спорам необходимо оформить подписку.

Год

30000 рублей + НДС

Подписаться
Я уже подписчик

Необходимо авторизоваться чтобы получить доступ

Авторизоваться

По вопросам подписки обращайтесь, пожалуйста, к Маргарите Завязочниковой
E-mail: m.zavyazochnikova@pgplaw.ru
Nел. +7 (495) 767 00 07

28.09.2022
Александр Виноградов в «Топ 100 директоров по персоналу»
28.09.2022
Елена Соколовская выступила на Антимонопольном форуме 2022
15.09.2022
Внесудебное урегулирование спора между двумя клиентами компании
15.09.2022
Сайт «Пепеляев Групп» признан лучшим среди российских юридических фирм
07.09.2022
Наталья Присекина рассказала на ВЭФ о Международном коммерческом арбитражном суд...
07.09.2022
«Пепеляев Групп» оказала правовую поддержку АО «КТК-Р» в ходе судебного разбират...
02.09.2022
Усиление IP-практики «Пепеляев Групп»
29.08.2022
Юристы «Пепеляев Групп» провели семинар для корейского бизнеса во Владивостоке