Риски налоговых органов и способы их минимизировать
Во-первых, из-за низкой явки свидетелей в налоговый орган по повесткам. Связано это с тем, что размер штрафа за неявку незначительный и свидетель не привлекается к такой ответственности.
Во-вторых, из-за отсутствия предварительного анализа роли свидетеля и значимости его показаний. В результате вызывают «всех подряд» сотрудников и контрагентов налогоплательщика.
И в-третьих, у того, кто проводит допрос на основании поручения (у должностного лица налогового органа по месту жительства свидетеля), нет понимания всех существенных обстоятельств – цели и задачи допроса, влияющих на выбор стратегии и тактики его проведения.
Прежде всего следует обеспечить риск-ориентированный подход к подготовке и направлению повесток о допросе свидетеля. Для этого надо определить, насколько необходимо вызвать на допрос конкретных лиц, учитывая их роль и значимость показаний, в том числе в соотношении с предполагаемыми результатами мероприятий контроля (суммовые, сбор доказательной базы в отношении налогоплательщика, его контрагентов и т. д.).
Затем надо сформировать поручение о допросе, указав цели и задачи допроса, включив варианты вопросов к свидетелю в зависимости от ответов, полученных при проведении этой процедуры. Важно заблаговременно направить свидетелям повестки о вызове.
Наконец третье решение, с точки зрения налогового ведомства, заключается в том, чтобы добиться сокращения в первом квартале 2023 г. количества вызовов свидетелей на допросы не менее чем на 30% по отношению к уровню четвертого квартала 2022 г.
С учетом предложений ФНС России следует ожидать, что практика допросов свидетелей в рамках проведения налоговых проверок изменится: если снизить количество этих контрольных мероприятий, их качество должно вырасти.
Ранее в совместном письме ФНС и Следственного комитета России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@ нижестоящим налоговым органам было рекомендовано для подтверждения умысла в совершении налоговых правонарушений допрашивать широкий круг лиц: директора (управляющего) проверяемого налогоплательщика; руководителя организации-контрагента; рядовых работников налогоплательщика (предпочтительно – уволенных сотрудников).
В тактике «веерных» допросов ставка была сделана на то, что ценность свидетеля устанавливается не до допроса, а в ходе его проведения. Должность потенциального свидетеля для определения его «суммовой ценности» значения не имела.