Загрузка...
25.12.2024
2 мин. на чтение

О проекте стандарта качества юридических консультационных услуг

Специалисты компании «Пепеляев Групп» разработали проект стандарта качества юридических консультационных услугhttps://www.pgplaw.ru/news/Kachestvo%20yuridicheskikh%20konsultacionnykh%20uslug.pdf. Поводом для начала работы стал ряд Определений Верховного Суда РФ, затрагивающих эти вопросыВ частности, Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 04.04.2023№ 305-ЭС22-24429 и от 13.02.2024 № 305-ЭС23-18507.. Проблема, однако, назревала и раньше. Качество юридических услуг становится предметом судебной оценки при разрешении споров об убытках, оспаривании платежей консультантам в делах о банкротстве заказчиков, взыскании вознаграждения, расторжении договоров оказания юридических услуг и многих других. Тему раскрывает Ольга Сячинова, ведущий юрист "Пепеляев Групп".

При рассмотрении подобных споров судам необходимо понимать, какими ожиданиями обычно руководствуются клиенты при обращении к профессиональным консультантам, а также – насколько последние готовы их удовлетворять. Без ясной позиции профессионального сообщества (а не конкретного ответчика, который справедливо считается заинтересованной стороной, желающей сложить с себя любую ответственность) суду порой не на что опереться, анализируя качество спорных услуг.

Действующие же акты, косвенно затрагивающие вопросы качества юридических услуг, например, профессиональные стандарты Министерства труда РФ, не всегда могут служить такой опорой.

Установление ясных правил предоставления юридических консультационных услуг – необходимый шаг для обеспечения объективной оценки их качества. Внедрение стандарта позволит клиентам рассчитывать на определенный уровень услуг юридических консультантов, независимо от конкретного юриста или юридической компании. Таким единообразием будет обеспечиваться высокий уровень доверия клиентов к оказываемой им профессиональной юридической помощи. Стандартизация также способствует профессиональному развитию: она позволит внедрить лучшие практики в масштабах всей отрасли и систематизировать повышение квалификации юристов-консультантов.

Закрепленные параметры не просто описывают стандарт должного поведения профессионалов, но и позволяют независимо устанавливать отступления от него, что может быть также важно для разрешения органами адвокатского сообщества дисциплинарных споров.

Основные принципы предлагаемого стандарта включают уточнение гражданско-правовых понятий, таких как минимальный уровень заботливости и осмотрительности, который обычно ожидается от исполнителя. Стандарт конкретизирует требования к качеству услуг юридического консультанта и делит деятельность по предоставлению консультации на несколько этапов: установление и оценка фактов, лежащих в основе обращения клиента, определение применимых правовых норм, правильное толкование правовых норм, по- дача юридического совета в надлежащей форме и предупреждение клиента о последствиях и рисках применения юридического совета. Каждый из этих этапов представляет отдельные уточненные требования, основанные на базовых принципах заботливости и осмотрительности консультантов.

Например, выборка фактических обстоятельств, которые подлежат правовой оценке, находятся, по большей части, в области ответственности клиента. Консультант обязан задавать дополнительные вопросы, чтобы разобраться в ситуации, однако он исходит из того, что клиент четко представляет правовую цель, которой хочет добиться. Эта презумпция, однако, не действует в случае с клиентами – физическими лицами. Их запросы консультант должен обрабатывать более внимательно, помогая клиенту доформулировать свою цель и, зачастую, разобраться в самих фактах, приведших его за юридической помощью.

Использование стандарта в работе (например, включение его в договор) позволит консультанту, без лишнего расширения договора, обеспечить взаимопонимание с клиентом относительно качества, а также, в случае споров, ссылаться на условия стандарта в суде.

Источник: «Российский адвокат»


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

14.05.2025

Как оспорить экспертизу налогового органа. Сергей Пепеляев берет интервью у Нарине Хачатрян.

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Пепеляева с одним из авторов статьи «Как оспорить экспертизу налогового органа» Нарине Хачатрян.

Смотреть

09.06.2025

Как получить помощь, если возникли проблемы с лечением

С 2016 года российские страховые компании, участвующие в системе ОМС, должны обеспечивать своим клиентам доступ к страховым...

05.06.2025

Каковы шансы на передачу налогового спора в ВС РФ?

Статистика от ведущего юриста Санкт-Петербургского офиса «Пепеляев Групп» Рустама Галияхметова на Петербургском...

05.06.2025

ВС разъяснит подход к прекращению дел о банкротстве при частичном погашении долга

Дело комментирует Юлия Литовцева, партнер, руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев...

04.06.2025

Суд восстановил работника. Как действовать, если работодатель собирается обжаловать решение суда

Рассказывает Анна Берлина, партнер, руководитель практики трудового и миграционного права «Пепеляев Групп».