Загрузка...
19.03.2024
2 мин. на чтение

О недопустимости обратной силы закона — на примере взыскания убытков с акционеров ПСБ

В ноябре 2023 года Верховный суд (ВС) РФ отказал в передаче в Экономическую коллегию кассационных жалоб на судебные акты о взыскании убытков с контролирующих Промсвязьбанк лиц. Одним из краеугольных камней спора была возможность взыскания процентов за санацию на основании абз. 2 п. 5 ст. 189.23 Закона о банкротстве. Имеет ли данная норма обратную силу, конкретизирует ли она иную норму закона, рассуждает Юлия Литовцева, партнер, руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп».

Изменения, внесенные в 2018 г. в абз. 2 п. 5 ст. 189.23 Закона о банкротстве, изначально представляли собой бомбу замедленного действия. Кому она была предназначена — не секрет. Это собственники и иные контролирующие кредитные организации лица. А вот почему «бомба», давайте рассмотрим.

Во-первых, новая редакция нормы предполагает включение в расчет убытков неполученных доходов Банка России. А такие доходы, при внесении средств в уставный капитал санируемого банка, определяются в виде процентов, начисляемых за двадцатилетний период на выделенные санируемому банку средства. Представляется, что норма не имеет экономического обоснования. Ведь из 66 санированных банков лишь 4 продолжают свою деятельность. Небольшое количество банков присоединилось к банкам-«санаторам». Таким образом, начисление не полученных регулятором доходов за 20 лет является необоснованным в подавляющем большинстве случаев.

Норма выглядит как уголовная санкция по формальному составу, применяемая независимо от реальных последствий.

Во-вторых, принятие решения о санировании является совершенно непрозрачной процедурой, осуществляемой безотносительно к воле контролирующих банк лиц. Исключением, вероятно, был Бин-банк — его санация, возможно, потому и завершилась успешно, что своевременно была инициирована бенефициаром.

И в-третьих — обратите внимание на судебную практику. Абзац 1 п. 5 ст. 189.23 Закона о банкротстве прямо говорит о том, что уполномоченные лица вправе требовать возмещения убытков, (1) причиненных (2) виновными действиями (бездействием) контролирующих лиц. Однако истцы в спорах о взыскании таких убытков толкуют норму как не требующую установления размера убытков и причинно-следственной связи между ними и конкретными действиями конкретных ответчиков.

Все это наглядно показывает остроту проблемы придания обратной силы новому порядку определения размера убытков. Представляется бесспорным материально-правовой характер абз. 2 п. 5 ст. 189.23 Закона о банкротстве и невозможность придания ей обратной силы, в том числе еще и как ухудшающей положение контролирующих лиц. И в этом смысле нельзя не согласиться с аналогичным выводом в комментируемом определении. Одновременно вызывает недоумение пассаж (при чрезвычайно кратком тексте судебного акта) о том, что, отвергая обратную силу нормы, суд учитывал «наиболее актуальное определение» ВС РФ (по спору Банка России и Азиатско-Тихоокеанского Банка) и невступление в силу неких актов, на которые сослался санируемый банк. Складывается впечатление, что ВС РФ оставил себе «отходные позиции». Но подобный демарш, если он случится, будет свидетельством правового нигилизма.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

17.04.2024

Банкротство: MustRead за 11–17 апреля 2024 г. Выпуск № 216

Главные новости: КС РФ установил приоритет погашения имущественных налогов над требованиями залоговых кредиторов ...

10.04.2024

Забрать могут все: почему суд вернул купленные на бирже акции государству

Волна деприватизации, о которой, по словам президента, «не может быть и речи», дошла до миноритарных акционеров Соликамского...

10.04.2024

ВС рассмотрит спор о регрессном взыскании компенсации с СРО арбитражных управляющих

В рамках банкротства ООО «Термик-Система» с конкурсного управляющего должника Александра Павличенко были взысканы 84 млн...

10.04.2024

Банкротство: MustRead за 4–10 апреля 2024 г. Выпуск № 215

Главные новости: Законопроект: новые правила расчетов с кредиторами и реализации прав требования к контролирующим лицам...