Верховный Суд вынес Кассационное определение по делу № 77-КАД25-1-К1, в котором разъяснен порядок привлечения городских властей к ответственности за несанкционированные свалки, выявленные, в том числе, в границах памятников природы регионального значения.
Руководитель экологической группы сибирского офиса «Пепеляев Групп» Юлия Юрченко заметила, что в этом деле ВС РФ указывает на необходимость установления надлежащего ответчика по делу о возмещении вреда окружающей среде, в данном случае – органа власти, в ведении которого находится загрязненная территория, что соответствует требованиям ст. 42 ЗК РФ.
Также необходимо отметить, что Законом об отходах производства и потребления прямо предусмотрены лишь следующие обязанности органа местного управления в части обращения с отходами: определение схемы размещения мест накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра таких мест. Кроме того, в соответствии с положениями ст. 210 ГК РФ, ст. 16.1, 77, 78 Закона об охране окружающей среды обязанность нести затраты на обращение с отходами возложена на лицо, в результате хозяйственной деятельности которого они образовались, обязанность возмещения вреда окружающей среде возложена на лицо, причинившее такой вред.
Как пояснила эксперт, для ситуаций, когда лицо, причинившее вред окружающей среде, установить невозможно, законом предусмотрен механизм ликвидации вреда за счет средств экологических платежей для объектов накопленного вреда.
Во исполнение поручения Президента РФ подготовлен законопроект, который предусматривает возможность предоставления загрязненной территории для ликвидации вреда за счет средств юрлица или ИП, с последующим предоставлением такому лицу права на получение в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Реализация указанного механизма позволит очищать загрязненные территории без привлечения бюджетных средств.
Источник:
«Адвокатская газета».