Продолжительное действие ограничительных мер, вызванных пандемией, стало тяжелым испытанием для экономики в целом. Несмотря на продолжительное действие моратория на инициирование банкротств кредиторами (с 6 апреля 2020-го по 7 января 2021 года) и большое количество субъектов, на которых он распространялся (более 500 тыс. компаний и 1,6 млн индивидуальных предпринимателей), а также принятие государством иных мер поддержки бизнеса, о рисках своего банкротства в настоящее время заявляют около 30% компаний. Это неизбежно повышает риск числа банкротств организаций, испытывающих финансовые трудности, и их контрагентов.
Разница в понятиях
Банкротство партнеров по бизнесу опасно не только кассовыми разрывами, срывом исполнения собственных обязательств перед другими лицами, возникновением цепочек неплатежей, но и оспариванием сделок и действий по их исполнению в делах о банкротстве контрагентов. В некоторых случаях сделка, признанная сомнительной с точки зрения законодательства о банкротстве, может привести к ответственности компании по долгам своего неудачливого партнера и даже к ее собственной несостоятельности. Существенным фактором является и стремительный – по данным Федресурса, более чем на 72% - рост числа банкротств граждан и индивидуальных предпринимателей в 2020 году. В их числе немало лиц, выступавших не только сторонами хозяйственных сделок, но также залогодателей и поручителей, обеспечиваюших исполнение обязательств контрагентами или вашей компанией.Впрочем, положения о банкротстве сельхозпредприятий есть и в некоторых иных нормативных актах. В частности, в законе «О сельскохозяйственной кооперации», допускающем ликвидацию сельхозкооператива в случае его признания судом банкротом, а также в Налоговом кодексе РФ. Кроме того, ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» регулирует прекращение деятельности КФХ в случае его банкротства. В целях недопущения банкротства агропредприятий применяются меры, предусмотренные Федеральным законом «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». С точки зрения реабилитационных мероприятий заслуживает внимания и вступивший в силу с января прошлого года ФЗ «О развитии сельского хозяйства», в котором дается определение сельхозтоваропроизводителя.
Это определение отличается от понятия сельхозорганизации, содержащегося в законе о банкротстве. В первую очередь тем, что для применения к субъекту закона о развитии сельского хозяйства необходимо, чтобы выручка от реализации агропродукции составляла не менее чем 70% общей выручки, в то время как в законе о банкротстве этот показатель составляет 50%. Особенности банкротства сельхозорганизаций применяются к рыболовецким артелям (колхозам), выручка которых от продажи произведенной или произведенной и переработанной продукции и уловов водных биологических ресурсов — не менее чем 70% от общей суммы выручки.
при наличии всех необходимых основных средств для ведения аграрной деятельности, а также земельных участков сельхозназначения должник старался добиться отсрочки оплаты кредитных и лизинговых платежей, уменьшить кредитную нагрузку, получить субсидии для поддержки сельхозпроизводителей, пострадавших от засухи, с целью иметь финансовую возможность произвести озимый и весенний сев.
Применение специальных норм
Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что уже на стадии подачи заявления о банкротстве инициатору следует проанализировать, относится ли должник к одной из специальных категорий, и обосновать наличие необходимых для этого признаков. В отсутствие доступной для этого информации, особенно если речь идет об инициировании банкротства кредитором, до обращения в суд необходимые данные могут быть запрошены у должника, а в процессе проверки обоснованности заявления истребованы судом по ходатайству заявителя. В первую очередь важно получить данные о соотношении выручки от реализации сельхозпродукции с ее общей суммой.Первичным источником информации о характере деятельности должника может стать код ОКВЭД, указываемый в ЕГРЮЛ. Но в любом случае не стоит полагаться только на эти данные, так же как и на указание сферы деятельности должника в его наименовании.
Суд еще на стадии возбуждения дела о банкротстве на основании представленных в дело документов, в том числе финансовой, бухгалтерской отчетности, определяет статус должника и возможность применения к нему специальных норм закона о банкротстве, установленных для сельскохозяйственных организаций, на что указывает в определении о возбуждении дела о банкротстве. Данная проверка осуществляется и в ходе проверки обоснованности заявления.
Если своевременно не заявить о необходимости применения к должнику специальных норм о банкротстве сельхозпредприятий и соответствующий вопрос не будет проверен судом по собственной инициативе, то это может привести к необоснованному введению соответствующей процедуры и сложностям последующей отмены судебного акта. Существует судебная практика, свидетельствующая о недопустимости ссылок на специальные нормы о банкротстве при обжаловании судебных актов, если ранее соответствующие доводы не были заявлены.
Так, в деле «Тульского бройлера» Высший суд рассматривал вопрос о возможности применения специальных положений, касающихся оспаривания реализации имущества должника и требования о переводе прав покупателей, установленных для агропредприятий (спор рассматривался вне дела о банкротстве). Суд разъяснил, что, поскольку процедура банкротства этой компании была возбуждена и проводилась в течение пяти лет по общим правилам закона о банкротстве без особенностей, установленных для сельхозорганизаций, суды в ином споре были не вправе исходить из того, что должник является таковой.
В зависимости от погоды
Существует ряд и других особенностей процедуры банкротства агрохозяйств, обусловленных спецификой деятельности данной категории компаний. К их числу относятся использование ими земельных участков сельхозназначения, специфические активы (например, скот, птица и т. п.), сезонный характер агробизнеса. В связи с этим и учитывая высокие риски деятельности в сфере аграрного производства, законодатель попытался создать более высокий барьер для инициирования банкротства субъектов этого сектора экономики, установив больший (500 тыс. руб.) размер просроченной более трех месяцев задолженности, чем для обычных компаний (300 тыс. руб.) Но и на момент принятия закона о банкротстве, и тем более сейчас вряд ли возможно считать данную сумму хоть какой бы то ни было защитой сельхозпредприятий от скоропалительного введения процедур.Продажа активов
Одной из статей закона о банкротстве предусмотрены особенности реализации имущества и имущественных прав сельхозорганизации для сохранения целевого использования земель агроназначения: на первые торги по продаже имущества арбитражный управляющий должен выставить предприятие должника, а не только его материальные активы. Такой порядок реализации имущества должника влечет существенные затраты и сокращение круга потенциальных покупателей. Однако тем самым законодатель защищает публичный интерес, обеспечивая продовольственную безопасность и дальнейшее использования активов в сельскохозяйственном секторе экономики.Для целей закона о банкротстве под предприятием должника понимается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности. Его состав приводится в Гражданском кодексе РФ. В него входят земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором. И только если предприятие должника не было продано на торгах, начинается продажа его имущества по частям.
Земельные участки сельхозорганизации-банкрота могут отчуждаться или переходить к другому лицу, Российской Федерации, региону или муниципальному образованию в той мере, в какой их оборот допускается земельным законодательством. Положения закона о банкротстве, регламентирующие состав конкурсной массы, не относят земельные участки к активам, подлежащим исключению из нее. Это касается и земли, находящейся на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды. Покупатель же сельхозпредприятия, согласно Гражданскому кодексу РФ, имеет право на приобретение в аренду земельного участка под всем принадлежащим должнику имущественным комплексом в том числе под той его частью, на которой не расположены объекты, обладающие признаками недвижимого имущества. После заключения договора купли-продажи хозяйства должника по итогам торгов право аренды на такие земли перейдет к покупателю. Судебная практика исходит из того, что факт признания предприятия банкротом и невозможность в силу этого сохранить целевое использование земельных участков сельхозназначения не являются препятствиями реализации данного имущества.
Говоря о нюансах того, как привлечь контролирующих должника лиц в делах о банкротстве сельхозпредприятий, можно отметить специфические основания отказа в удовлетворении требований заявителей. Речь идет о внешних климатических факторах. Так, в ряде судебных актов был сделан вывод о невозможности расчетов с кредиторами в результате не виновных действий контролирующих лиц, а засухи в регионе посевов, то есть распространенного риска предпринимательской деятельности данной категории должников.
Как показывает практика, большая часть компаний, предпринимателей, менеджеров и граждан не знакомы с законодательством о банкротстве и узнают о связанных с его нарушением последствиях уже после их наступления. Поэтому важно еще на стадии создания структуры бизнеса, принятия решений, отбора контрагентов и формирования условий договоров привлекать специалистов для оценки и минимизации рисков. Это может позволить избежать не только банкротства компании, но и персональной ответственности.
Субсидиарная ответственность кооперативов и КФХ
Существует ряд нюансов субсидиарной ответственности применительно к некоторым хозяйственным формам субъектов деятельности в агробизнесе. Например, в соответствии с ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» члены производственного кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в размере, предусмотренном уставом кооператива, но не менее чем в размере 5% своего пая. Таким образом, в отличие от общего правила определения размера ответственности в сумме всех неисполненных обязательств перед кредиторами, взыскиваемая с членов производственного кооператив сумма может быть ограничена определенным процентом от общей суммы обязательств, не исполненных должником.Согласно Гражданскому кодексу РФ, члены КФХ, созданного в качестве юридического лица, тоже несут по обязательствам такого хозяйства субсидиарную ответственность.