Минфин России подготовил законопроект о 15%-ом налоге на прибыль для российских участников международных групп компаний (МГК). Планируется, что изменения в НК РФ вступят в силу с 2026 года.
Подобные правила минимального налогообложения прибыли международных групп компаний разработаны на уровне Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и G20 (механизм Pillar 2). Идея этого механизма проста — международные группы компаний должны платить налог на прибыль, как минимум, по ставке 15% в каждой юрисдикции своего присутствия. Если в какой-то юрисдикции налоговая ставка меньше 15%, прибыль МГК, относящаяся к этой юрисдикции, обкладывается дополнительным налогом — на разницу в ставках. Если такой дополнительный налог не уплачен на уровне участника МГК, который продолжает платить налог на прибыль меньше 15% в бюджет своего государства, этот налог может быть уплачен в бюджеты других государств, где присутствует МГК.
1. Применение новых правил к российским компаниям, капитал которых принадлежит МГК не полностью
Определение МГК дано в НК РФ через правила составления консолидированной финансовой отчетности. При этом в подп. 1 п. 7 ст. 105.16-1 НК РФ сказано, что материнской является компания, которая прямо и (или) косвенно участвует в остальных участниках этой МГК или иным способом осуществляет контроль над ними, и доля участия (наличие контроля) которой является достаточной для того, чтобы финансовая отчетность других участников МГК подлежала включению в консолидированную финансовую отчетность такой компании (либо подлежала бы включению в такую консолидированную финансовую отчетность, если бы такая отчетность составлялась). Таким образом, доля участия иностранной материнской компании МГК в российской организации может быть менее 100%.
Правила минимального налогообложения прибыли МГК, принятые на уровне OECD/G20, предусматривают, что в подобных случаях дополнительному обложению на уровне МГК подлежит только та прибыль, которая относится к МГК:
Рассмотрим созданное в РФ совместное предприятие как с иностранным, так и с полностью российским участием (например, ООО с двумя участниками). Пусть, по правилам составления консолидированной отчетности это СП является участником МГК. Допустим этом СП платит налог на прибыль по ставке 5% (IT-отрасль).
По правилам Pillar 2 в такой ситуации МГК должна будет доплатить за рубежом 10% от прибыли такого СП, но только в части, приходящейся на МГК. А законопроект Минфина предусматривает дополнительное налогообложение в отношении всей прибыли СП, в том числе и в части, приходящейся на полностью российское участие, то есть в части, на налогообложение которой иностранные юрисдикции и не претендуют. Это явно несправедливо по отношению к российскому бизнесу.
Полная версия статьи доступна подписчикам портала РБК