Загрузка...
22.03.2012
4 мин. на чтение

Новые риски участников внешнеэкономической деятельности

В декабре 2011 года были приняты и вступили в силу поправки в Закон РФ «О таможенном тарифе». Несмотря на то, что изначально предполагалось, что этот закон будет иметь технический характер – приведение ряда законов в соответствие с терминологией законодательства Таможенного союза, он содержит и ряд существенных изменений, которые увеличивают риски участников внешнеэкономической деятельности.

Федеральным законом от 06.12.2011 № 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 7 декабря 2011 года), внесены изменения в Закон РФ «О таможенном тарифе», из которого исключены все нормы, касающиеся вопросов определения таможенной стоимости товаров (теперь эти вопросы регулируются исключительно Соглашением от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»), а также в Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП России), в том числе изложена в новой редакции глава 16 КоАП России, устанавливающая административную ответственность за нарушения таможенных правил. Увеличен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле с одного года со дня совершения административного правонарушения до двух лет.

Федеральным законом прямо не урегулирован вопрос, распространяется ли действие данной нормы на правонарушения, совершенные до 7 декабря 2011 года. По нашему мнению, в силу части 2 статьи 1.7 КоАП России она может быть применена только к административным делам о нарушении таможенных правил, совершенным после 7 декабря 2011 года. Однако, исходя из разъяснений ФТС о применении 3-летнего срока проведения таможенного контроля после выпуска товаров, можно ожидать, что ФТС может распространить действие изменений и на нарушения, совершенные до указанной даты.

Но еще больше вопросов у предпринимателей вызывают правки, внесенные в часть 2 статьи 16.2 КоАП России, устанавливающей ответственность за недостоверное декларирование. Прежняя редакция предусматривала ответственность за заявление недостоверных сведений о товарах, влияющих на сумму таможенных пошлин и налогов. В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 181 ТК ТС к таким сведениям относились наименование, описание, классификационный код по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, страна происхождения и таможенная стоимость. Большинство экспертов опасается, что прямое перечисление указанных выше сведений в новой редакции статьи направлено на то, чтобы изменить сложившуюся судебную практику по вопросу заявления при декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по ТН ВЭД ТС при заявлении достоверного и полного описания товаров. Однако с нашей точки зрения, наибольшая угроза заключается в том, что согласно новой редакции ответственность наступает также за недостоверное заявление «и других сведений», влияющие на уплату таможенных пошлин, налогов. К таким сведениям могут относиться, в частности, ставки таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов, льготы по уплате таможенных платежей, включая тарифные преференции, курс валют, применяемый при исчислении сумм таможенных платежей. Соответственно, если ранее за недостоверное заявление указанных сведений (в том числе по ошибке) административная ответственность не наступала, то теперь ничего этому не мешает.

Кроме того, в новой редакции части 2 статьи 16.2 КоАП России предусматривается наличие совершения правонарушения, если таможенные платежи еще не уплачивались, но недостоверно заявленные сведения при декларировании товаров могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера. Указанная редакция применима к административным делам, возбужденным по таким фактам, выявленным до выпуска товаров, по которым ранее существовала судебная практика не в пользу таможенных органов.

Например, когда при таможенном декларировании товаров таможенным органом были выявлены недостоверные сведения, влияющих на сумму подлежащих уплате таможенных платежей, и недостающие таможенные платежи доплачены декларантом до выпуска товаров.  В таких ситуациях суды исходили из того, что правонарушение образовывает оконченный состав лишь в случае наступления негативных последствий заявления субъектами правонарушения недостоверных сведений о декларируемых товарах в виде причинения реального ущерба бюджету в связи с неуплатой таможенных пошлин и налогов. Однако поскольку доплата таможенных платежей произведена до фактического выпуска товаров, состав правонарушения отсутствовал. Теперь, видимо, ФТС России устранила основания для отмены судами постановлений таможенных органов по делам об административных правонарушениях, и мы не исключаем того, что судебная практика по таким делам может измениться.

Вместе с тем, мы полагаем, что в действиях декларанта либо таможенного представителя отсутствует состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП России, если компания самостоятельно выявила заявление недостоверных сведений, повлиявших на сумму таможенных платежей, обратилась в таможенный орган с мотивированным письменным обращением по внесению изменений в таможенную декларацию и доплатила таможенные платежи, что свидетельствует о принятии мер по соблюдению таможенного законодательства. Правомерность данного вывода подтверждается судебной практикой. Однако представляется более правильным, чтобы данный подход нашел отражение в законодательстве. Киотская конвенция, к которой Россия присоединилась год назад, а также статья VIII ГАТТ требуют, чтобы в законодательстве предусматривалось освобождение от ответственности либо адекватные и справедливые санкции за нарушения, которые совершаются вследствие ошибок. В российском административном кодексе нижний предел санкции в случае пересортицы вследствие ошибки иностранного поставщика составляет 100% стоимости товаров! В связи с этим предлагается установить, что ответственность не наступает в случае, если до выявления таможенным органом недостоверности сведений, заявленных в таможенной декларации, декларант заявил о выявленных им самим расхождениях, в том числе после выпуска товаров.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

29.01.2024

Без вины не должно быть ответственности! Включение в реестр недобросовестных поставщиков

Из ролика вы узнаете о проблемах доказывания вины в таком виде публично-правовой ответственности как включение в реестр недобросовестных поставщиков.

Смотреть

26.02.2024

ФТС массово проверяет импортеров на предмет занижения цены с помощью дивидендов

Таможенные органы начали кампанию по проверке импортеров на предмет занижения цены ввезенных товаров на сумму выплаченных...

07.02.2024

Загадка для договора комиссии. Кому положен вычет при импорте из ЕАЭС

Статью 151 НК дополнили пунктом 4, который обязал платить НДС комиссионера (агента, поверенного) при ввозе товара в Россию...

15.01.2024

Золотое сечение госграницы. Как граждане могут вывозить драгметалл из России

Как выяснил “Ъ”, текущие правила вывоза гражданами из страны золота, который хочет ограничить Минфин, неоднозначны и запутанны....

28.11.2023

Привези меня, если сможешь

Ввоз лекарств из-за границы сопряжен с рисками и соблюдением ряда условий. О том, как выполнить требования закона и избежать...