Загрузка...
30.09.2014
9 мин. на чтение

Новые налогово-правовые условия развития нефтегазовой отрасли России

Во второй половине 2013 года и первой половине 2014 года были приняты значительные законодательные изменения в нефтегазовой отрасли и, прежде всего, в фискальной сфере. В настоящей статье я остановлюсь на изменениях, затрагивающих вопросы налогообложения, поскольку от этого зависит инвестиционная политика нефтегазовых компаний и рентабельность освоения конкретных месторождений. Поправки касаются введения новых ставок и формулы исчисления НДПИ на газ и газовый конденсат, оснований применения ставки НДПИ 0% в отношении газа, газового конденсата и нефти, льгот для трудноизвлекаемой нефти, специальных условий налогообложения и льгот для морских проектов, в том числе в Японском море, а также льгот в отношении инвестиционных проектов, реализуемых на Дальнем Востоке и Восточной Сибири.

Изменения в исчислении НДПИ на газ и газовый конденсат

С 01.07.2014 года вступили в силу поправки, которыми установлены новые ставки и новая формула исчисления НДПИ на газ и газовый конденсат .
В первом полугодии 2014 года действовала ставка НДПИ в размере 647 руб. за тонну добытого газового конденсата. С 1 июля этого года она снизилась до 42 рублей. Аналогичным образом применялась ставка в размере 700 руб. за тысячу куб. метров газа природного горючего, а с 1 июля ставка составила – 35 рублей.
Для цели исчисления НДПИ на газ и конденсат по новым правилам обе ставки умножаются на базовое значение единицы условного топлива (Еут) и на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи. Ставка НДПИ на газ дополнительно корректируется на значение показателя, характеризующего расходы на транспортировку газа (Тг). Транспортный коэффициент будет применяться с 2015 года.
В формуле единицы условного топлива учтены шесть ключевых переменных: экспортная пошлина на нефть, доля поставок газа на внутренний рынок, внутренняя и экспортная цены, цена нефти Urals, среднее значение курса доллара к российскому рублю, количество добытого за истекший налоговый период газа. Есть специальный коэффициент, учитывающий компонентный состав месторождения: баланс газа и конденсата, глубина, степень выработки запасов, географическое расположение участка и принадлежность участка недр к региональной системе газоснабжения.
Что касается показателя, характеризующего расходы на транспортировку газа, то в его формуле учитываются такие основные составляющие, как фактическое значение тарифа на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, коэффициент, учитывающий изменение потребительских цен в России, расстояние транспортировки газа по магистральным газопроводам и отношение количества газа, добытого Газпромом и его дочерними обществами с долей его участия более 50%, к количеству газа, добытого другими налогоплательщиками.

Расширены и уточнены случаи применения ставки НДПИ 0% в отношении газа, газового конденсата и нефти

С 30.06.2014 г. ставка НДПИ 0% применяется также при добыче газа горючего природного и газового конденсата совместно с газом на участках недр, расположенных полностью или частично на полуострове Гыданский в Ямало-Ненецком автономном округе . Условия применения ставки НДПИ аналогичны ранее установленным в отношении этих полезных ископаемых, добываемых на полуострове Ямал.
С 30.06.2014 г. уточнены основания для применения ставки НДПИ 0% в отношении нефти, добываемой на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области и Красноярского края, а также с 30.06.2014 г. уточнены основания для применения ставки НДПИ 0% в отношении нефти, добываемой на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Ненецкого автономного округа и полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе . Для этих случаев расчета НДПИ на нефть по ставке 0% введен отдельный порядок определения начальных извлекаемых запасов нефти.

Льготы для трудноизвлекаемой нефти

С 01.09.2013 года введены в действие льготы по НДПИ для месторождений «трудноизвлекаемой» нефти, которые в большей степени актуальны для регионов Сибирского федерального округа и Ханты-Мансийского автономного округа (далее – Закон № 213-ФЗ) .
С 01.01.2015 г. вступят в силу нормы Федерального закона, изменившие порядок и условия применения этих льгот.
Прежде всего, для цели расчета НДПИ на нефть введен понижающий коэффициент, характеризующий степень сложности добычи нефти (Кд).
Для трудноизвлекаемых запасов нефти предусматривается применение Кд в зависимости от вида залежи, показателя проницаемости и толщины пласта:
Для залежей, отнесенных к баженовским, абалакским, хадумским и доманиковым продуктивным отложениям, применяется нулевой коэффициент. Этот коэффициент действует в течение 15 лет;
В случае, если показатель проницаемости конкретной залежи не превышает 2 миллидарси и эффективная нефтенасыщенная толщина пласта этой залежи не более 10 метров, то применяется коэффициент в размере 0,2. Это значение подлежит применению в течение 10 лет;
Если показатель проницаемости конкретной залежи не превышает 2 миллидарси, а эффективная нефтенасыщенная толщина пласта этой залежи уже более 10 метров, то применяется коэффициент в размере 0,4 в пределах 10 лет;
Коэффициент 0,8 установлен для залежи, отнесенной к продуктивным отложениям тюменской свиты, и будет действовать не более 15 лет.
Законом № 213-ФЗ предусмотрены условия, при которых применяется понижающий коэффициент, в частности, нефть должна добываться из залежей, запасы которых поставлены на государственный баланс после 01.01.2012 г. либо степень выработанности которых по состоянию на 01.01.2012 г.:
менее 13% - для залежей, отнесенных к баженовским, абалакским, хадумским и доманиковым продуктивным отложениям ;
менее 3% - для залежей, указанных выше в пунктах 2 – 4.

Специальные условия налогообложения и льготы для морских проектов

С 01.01.2014 г. вступили в силу изменения в Налоговый кодекс РФ и Закон РФ «О таможенном тарифе» № 5003-1 от 21.05.1993 г. (далее – Закон о таможенном тарифе), установившие новые условия налогообложения, а также налоговые и таможенные льготы для компаний, разрабатывающих морские месторождения (далее – Закон № 268-ФЗ) .
С 01.01.2015 г. действие Закона № 268-ФЗ распространено также на морские месторождения, расположенные в Японском море.
Эти условия будут распространяться на новые морские месторождения углеводородного сырья, расположенные в границах внутренних морских вод, территориального моря, на континентальном шельфе и на российском участке дна Каспийского моря, промышленная добыча на которых начнется после 1 января 2016 года.
Законом № 268-ФЗ вводится новая категория налогоплательщиков в виде разработчиков нового морского месторождения, в состав которых входит как владелец лицензии, так и оператор нового морского месторождения.
Прежде всего, разработчики морских месторождений будут исчислять НДПИ с цены реализации углеводородов (или минимальной предельной стоимости, рассчитываемой в порядке, предусмотренном Законом № 268-ФЗ). Ставка налога зависит от категории сложности месторождения, распределена по морям и варьируется от 5 до 30%: 30% , 15% , 10%  и 5% .
Для третьей категории месторождений в отношении природного газа вводится специальная ставка в размере 1,3%, то есть ставка в размере 10% применяется для газового конденсата и нефти.
Для природного газа, добываемого в рамках четвертой категории, предусмотрено применение ставки в размере 1%, поэтому для газового конденсата и нефти размер ставки будет 5%. Если организации не имеют право на экспорт СПГ, то они уплачивают НДПИ на газовый конденсат и нефть по ставке 4,5%.
Срок действия этих условий также зависит от категории сложности месторождений и составляет 5, 7, 10 и 15 лет, соответственно.
Эта ставка может быть применена до истечения налогового периода, на который приходится дата первого согласования в установленном порядке технологической схемы разработки морского месторождения, в границах которого расположена соответствующая залежь (залежи), но не более 5 лет.
Законом № 268-ФЗ внесены изменения в Закон о таможенном тарифе и установлено освобождение от уплаты вывозной таможенной пошлины, которое по аналогии с НДПИ, также зависит от категории сложности месторождений. Это освобождение применяется для добытых углеводородов, СПГ и широкой фракции легких углеводородов.
Для двух первых категорий сложности новых месторождений освобождение действует до 31.03.2032 г., для двух последних — до 31.03.2042.
Ряд важных изменений касаются налога на прибыль. Это и право на ускоренную амортизацию имущества с применением коэффициента 3, перенос убытка на неограниченный срок вместо существующих 10 лет, применение ставки налога в размере 20%, создание резерва по расходам, связанным с завершением деятельности на месторождении, обязанность ведения раздельного учета каждого нового морского месторождения и др.
Устанавливается применение ставки НДС 0% при реализации углеводородов, стабильного конденсата, СПГ и широкой фракции легких углеводородов, вывозимых с территории континентального шельфа, исключительной экономической зоны или российской части дна Каспийского моря за пределы территории России. Услуги по транспортировке углеводородного сырья в этом случае облагаются по ставке 0%.
Законом № 268-ФЗ предусмотрено освобождение от налога на имущество организаций, использующих имущество при разработке морских месторождений углеводородного сырья.
Льготу по транспортному налогу организации смогут применить для морских стационарных и плавучих платформ, морских передвижных буровых установок и буровых судов.

Льготы для инвестиционных проектов, реализуемых на Дальнем Востоке и Восточной Сибири

С 01.01.2014 г. установлены налоговые льготы для инвестиционных проектов, реализуемых на Дальнем Востоке и большинстве регионов Восточной Сибири (далее – Закон № 267-ФЗ) . С 04.06.2014 г. вступили в силу поправки, которыми действие этого закона распространено на оставшиеся два региона Восточной Сибири, а именно, Красноярский край и Республику Хакасию.
Закон № 267-ФЗ направлен на развитие этих регионов в целом и создание необходимой инфраструктуры, в том числе для нефтегазовой отрасли. При этом закон стимулирует переработку углеводородов (например, газа и газового конденсата). 
Законом № 267-ФЗ вводится новая категория налогоплательщиков – участник регионального инвестиционного проекта (российская организация), который должен соответствовать требованиям, определенным в законе.
Для участников региональных инвестиционных проектов предусмотрены льготные условия по налогу на прибыль сроком на 10 лет:
обнуляется ставка налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет (эта ставка составляет 2%);
в первые 5 лет региональная часть налога (ставка равна 18%) должна быть понижена не менее, чем до 10% (вплоть до обнуления). В последующие 5 лет  устанавливается в диапазоне от 10% до 18%.
В случае, если организация осуществила капитальные вложения в размере не менее 50 миллионов рублей в срок, не превышающий 3 лет со дня ее включения в реестр участников инвестиционных проектов, она имеет право применять эти льготы до 01.01.2027 года.
Если размер капитальных вложений превысил 500 миллионов рублей в срок, не превышающий 5 лет со дня включения организации в реестр участников инвестиционных проектов, она имеет право применять эти льготы до 01.01.2029 года.
Во-вторых, участники региональных инвестиционных проектов вправе применять льготы по НДПИ, которые предоставляются путем применения коэффициента территории добычи. Этот коэффициент принимается равным следующим значениям:
0 – до начала получения дохода от реализации произведенных товаров;
0 – первые 2 года с даты применения ставки 0% по налогу на прибыль;
0,2 – с 3-его года по 4-ый год после применения коэффициента 0 по НДПИ;
0,4 – с 5-ого по 6-ой год после применения коэффициента 0,2;
0,6 – с 7-ого по 8-ой год после применения коэффициента 0,4;
0,8 – с 9-ого по 10-ый год после применения коэффициента 0,6;
1 – в последующие налоговые периоды.
Для применения обозначенных льгот по налогу на прибыль и НДПИ необходимо принимать во внимание ограничения по видам деятельности. Так, указанные льготы не применяются:
при добыче или переработке нефти, добыче природного газа и газового конденсата;
оказании услуг по транспортировке нефти, нефтепродуктов, газа и газового конденсата;
производстве подакцизных товаров (за исключением, легковых автомобилей и мотоциклов);
в случае осуществления деятельности, по которой применяется ставка 0%.
Исходя из названных ограничений, следует, что в нефтегазовой отрасли региональные инвестиционные проекты могут быть реализованы в сфере переработки газа, газового конденсата, в производстве СПГ, стабильного конденсата и широкой фракции легких углеводородов, а также их последующей транспортировки.
Льготы по НДПИ не касаются нефти, природного газа и газового конденсата, но они распространяются на уголь, метан угольных пластов. В части угля и метана угольных пластов эта льгота может иметь значение для развития газохимической отрасли, например, в случае производства метанола.
Подводя итог настоящей статье, хочу заметить, что за год было принято и вступило в силу шесть федеральных законов, которые существенно повлияли на налогообложение компаний нефтегазового сектора по всей стране и, как следствие, рентабельность разработки месторождений. Эти законы направлены на стимулирование освоения месторождений «трудноизвлекаемой» нефти, сложных морских месторождений углеводородного сырья, некоторых конкретных нефтегазовых месторождений и развитие газоперерабатывающей и газохимической промышленности на Дальнем Востоке и Восточной Сибири. В дополнение к этому кардинальным образом изменен подход к расчету НДПИ на газ и газовый конденсат.

Источник


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

28.02.2024

Разграничение подсудности при экстерриториальных налоговых проверках. Сергей Пепеляев и Щербак Е.

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Пепеляева с автором статьи «Разграничение подсудности при экстерриториальных налоговых проверках» Елизаветой Щербак...

Смотреть

12.04.2024

Качество юридических консультаций: профессиональный стандарт

В статье управляющего партнера «Пепеляев Групп» Сергея Пепеляева рассмотрены способы документального закрепления критериев...

12.04.2024

Причины отказов Правительственной комиссии в выплате дивидендов

Когда бизнес только столкнулся с необходимостью получения разрешения правительственной комиссии на выплату дивидендов, то...

12.04.2024

Акцизы на лекарства и выход на новые рынки: куда движется фармацевтика в 2024 году

На весенней конференции Право.ru обсудили вопросы дистрибуции и экспорта. Эксперты поделились опытом выхода на зарубежные...

11.04.2024

Закон имеет обратную силу вне зависимости от того, как назначается штраф — в твердом размере или кратном размере от суммы всех незаконных операций

Конституционный суд РФ пришел к выводу, что постановления о назначении административных штрафов за одинаковые правонарушения,...