При этом налог может быть установлен «по-простому», без того, чтобы определять все его существенные элементы.
Первая жертва – запрет ретроспективности. Налогообложение ретроспективно тогда, когда вновь установленные правила исчисления и взимания платежа распространяются на действия и события, предшествовавшие принятию этих правил Постановление КС РФ от 08.10.1997 № 13-П..
Нелепы попытки привязать прибыль 2021–2022 гг. к налоговому периоду 2024 г. для маскировки ретровзимания. Это скорее проявление «остаточного чувства правовой стыдливости».
Диапазон других возможных проявлений чрезвычайщины очень широкий. Ведь нет ограничений, что налог чрезвычайного характера может быть только разовым (одномоментным). Почему бы не ввести в упрощенной форме долгоиграющий или даже постоянный платеж, обосновав его, например, длительными последствиями кризиса?
Принцип всеобщего и равного обложения налогами также на мушке. Ранее уже звучали предложения ввести отдельное «наказательное» налогообложение непатриотично настроенных лиц. Эти предложения натыкались на принцип всеобщности и равенства в налоговой сфере Пепеляев С.Г. Налог на месть // Налоговед. 2023. № 1. С. 4–7.. Но «чрезвычайный характер» может оправдать и такие отступления от правовых стандартов.
И наконец, требование законодательной основы налогообложения, скорее всего, будет размыто. Есть вопиющий пример: введение фискального сбора на вывод активов. Сбор ad hoc, введенный созданным ad hoc исполнительным органом – подкомиссией правительственной комиссии, возглавляемой замминистра финансов РФ Пепеляев С.Г. Епитимья от Минфина // Налоговед. 2023. № 3. С. 4–7..
Можно вспомнить введенный в 1918 г. в России чрезвычайный 10-миллиардный налог на состоятельный класс или установленную в 1941 г. военную надбавку к подоходному и сельскохозяйственному налогам. Существовавший в СССР налог на холостяков тоже обосновывался чрезвычайными обстоятельствами: необходимостью дополнительных сборов на содержание множества детей-сирот, чьи родители канули на войне.
Была бы фантазия, а поводов представить обстоятельства чрезвычайными найдется немало. Как и чиновников, желающих формировать и тратить бюджет решительно и бесконтрольно.
Пример не замедлило представить Минцифры России, руководитель которого объявил о разработанном плане легализации ПО из недружественных стран. Компании – пользователи зарубежного ПО будут отчислять средства на спецсчета. Собранные деньги направляются на кредитование российских разработчиков. Объясняется очередной фискальный побор как «вынужденная мера на то время, которое необходимо для появления конкурентных отечественных аналогов и перехода российских пользователей на них». Нетрудно догадаться, что речь идет о крайне продолжительном сроке. Или о вечности? Минцифры до конца апреля представит проект о легализации использования зарубежного ПО // Интерфакс. 19.04.2023. URL: https://www.interfax.ru.
Для покрытия чрезвычайных расходов бюджета мировая практика выработала институт госкредита. Военные и другие подобные займы – широко известное явление. Хотя ими нередко маскировали налоги (принудительные безвозвратные займы, возврат обесцененными деньгами и т. д.), в целом этот институт предназначен для того, чтобы оградить налоговую систему от разрушительной коррозии из-за «временных» мер.