В последнее время едва ли не ежедневно какой-то бизнес переходит из рук в руки, причем из недружественных в дружественные. Еще одна тенденция современного периода — возврат активов в Россию, сопровождающийся перестройкой холдингов с полным или частичным их перемещением в Российскую Федерацию или другое безопасное место. Причины понятны: санкционное давление, нарушение логистических цепочек, риск утраты активов, переезд бенефициаров.
К этому можно добавить инициативы российского правительства, которое и раньше принимало меры, препятствующие выводу капитала и стимулирующие возврат бизнеса в Россию. Из прежних и все еще актуальных инициатив можно назвать, например, создание специальных административных районов (САР) на островах Русский и Октябрьский с преференциями для редомицилируемых иностранных компаний, несколько этапов так называемой налоговой амнистии, льготные режимы для инвестирования в дальневосточные территории и для участников специальных инвестиционных контрактов (СПИК).
Но возврат бизнеса или какой-либо его части в российскую юрисдикцию нередко требует предварительной реструктуризации холдинга, аккумулирования компаний или активов в какой-то одной компании либо субхолдинге. И, как показывает практика, уже на этом этапе бизнес может столкнуться с налоговыми издержками, способными свести на нет все ожидания.
Некоторые налоговые проблемы реорганизации групп уже знакомы и даже привычны. Так, объединение прибыльных и убыточных компаний обычно является эффективным в налоговом отношении, но если оно необъяснимо с точки зрения бизнеса, не имеет деловой цели в качестве основной, то такая реорганизация наверняка будет оспорена налоговыми органами. В то же время разделение компании, если оно является формальным, не сопровождается реальным разделом бизнеса и преследует исключительно налоговые цели, вызовет у них не меньше вопросов. Дела о дроблении бизнеса стали одними из самых частых налоговых споров последних лет.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала Legal Insight