Значение октябрьского обзора практики, который издала ФНС России, уже в том, что Служба последовательно добивается от своих подчиненных единообразного подхода к вопросу о «технических компаниях».
Приведена обширная судебная практика и, что примечательно, не только в пользу налоговых органов. То есть, Служба продолжает бороться с перегибами на местах, пытается предотвратить ошибки налоговых инспекций, чтобы не заниматься их исправлением и защитой в судах. Потому что страна у нас большая, и где-то далеко в регионах не каждый инспектор слышал об актуальной судебной практике. А в законе (то есть Налоговом кодексе) про «фирмы-однодневки» и «налоговую реконструкцию» что-то найти тем более непросто.
Важно!
Очевидно, это еще и продолжение линии на «риск-ориентированный подход», своего рода инструкции нижестоящим налоговым органам о более взвешенном выборе компаний для налоговой проверки, с учетом обстоятельств конкретного налогоплательщика и перспектив налогового спора.
Изменилась ли ответственность «за неосмотрительное поведение» при выборе контрагента?
Налоговый кодекс, конечно, не изменился (хотя и следовало бы). Но подходы самой ФНС, на мой взгляд, смещаются, становятся не столь жесткими и агрессивными, как это было несколько лет назад. Служба, например, предлагает различать тех, кто сознательно связался с «однодневками», и тех, кто просто был недостаточно внимателен.
Или другой пример: если совсем недавно мы слышали, что налоговые органы не обязаны разыскивать реального поставщика, то сейчас мы видим несколько иное.
В своем Обзоре Служба указывает, что если у инспекции есть информация, помогающая выявить действительную налоговую обязанность налогоплательщика, то она обязана ею воспользоваться. Это не разворот на 180 градусов, но я в этом все же слышу определенный посыл: инспекция не должна быть карательным органом, она должна всеми имеющимися средствами установить, сколько на самом деле налогов не попало в бюджет. И претензии к налогоплательщику должны быть ограничены именно этими суммами.
Каковы риски для бизнеса в рамках применения ст. 54.1 НК к трансграничным операциям?
Статья 54.1 НК борется с налоговыми злоупотреблениями в самом широком смысле и активно применяется к международным операциям. Но в рамках сессии мы подробнее остановимся на том аспекте применения этой нормы, который касается международных «технических компаний». Я наблюдаю, что при всей сходности обстоятельств – встраивание «пустышки» в цепочку сделок, поставок – обычные подходы к налоговой реконструкции почему-то перестают работать.
Иначе говоря, налоговые органы уже нащупали разумный подход, как посчитать недоплаченные налоги условно провинившегося налогоплательщика, который связался с российской «однодневкой». Но как только «однодневка» оказывается зарубежной, то все это как будто перестает работать, и налоги начисляются просто по максимуму. Конечно, так быть не должно.
Важно!
Не должно быть и противоречивости в позиции налоговых органов. Если проверкой установлено, что доход получило то или иное лицо, то нельзя начислять доход другому. Но сейчас это, к сожалению, так и происходит.
Увеличилось ли количество клиентских запросов в связи с новым регулированием?
В конце прошлого года вопросов от клиентов по теме «однодневок» стало больше обычного.
В основном они были связаны с запросами от налоговых органов, которые предлагали нашим клиентам дать пояснения по тем или иным сомнительным (с точки зрения инспекции) контрагентам. Мы помогали разобраться в ситуации, объяснить, что наши поставщики – исключительно добропорядочные компании. И если у самих поставщиков есть какие-то проблемные контрагенты, то инспекции стоит обратить внимание именно на них.
В одном случае генерального директора одной крупной компании вызвали на допрос, и тогда, конечно, мы отправились в инспекцию вместе. Нам сказали, что стоит вопрос о назначении выездной налоговой проверки и требуются пояснения по ряду поставщиков. Мы все объяснили, предоставили документы, и проверку так и не назначили. Значит, наши объяснения инспекцию устроили.
Во всех остальных случаях тоже удалось объясниться с налоговыми органами, и никаких претензий наши клиенты до сих пор не получили. Кстати, это тоже говорит о том, что подход налоговых органов стал более взвешенным и продуманным. И конечно, это не может не радовать.
Источник: «Налоговый конгресс»