Загрузка...
20.09.2023
4 мин. на чтение

Налоговая “vita nova”

Исторически бухгалтерский учет основан на бумажных документах. Скорость «бумажных технологий» низкая. Хозяйственный результат можно определить не сразу.

Неспешность бухучета предопределяла формы налогового контроля: основными были камеральные и выездные проверки.

Бурное развитие ИТ ведет к отказу от традиционных форм налогового контроля в пользу новых, направленных не на постконтроль, а на контроль и анализ текущих хозяйственных операций. Налоговый мониторинг – премьер таких форм.

ФНС России последовательно и настойчиво продвигает этот инструмент.

Темпы высокие, хотя изначальные наполеоновские планы (7800 компаний на мониторинге в 2024 г.), как всегда, пришлось скорректировать.

С 2023 г. этот метод контроля стал обязательным для участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений (далее – СЗПК).

Очередной этап начнется с 2024 г., когда вступят в силу ожидаемые поправки в НК РФ Проект «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в целях реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ). ID проекта: 134916 02/04/01-23/00134916. URL: https://regulation.gov.ru. Они предусматривают расширение круга лиц, подходящих для мониторинга. Очередь за средним бизнесом, чьи годовые обороты начинаются с 800 млн руб., а совокупность налоговых платежей не менее 80 млн руб.

Для резидентов ТОР, порта Владивосток, Арктической зоны планируется и вовсе исключить суммовые критерии для вступления в налоговый мониторинг Проект «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». ID проекта: 02/04/10-22/00132211. URL: https://regulation.gov.ru..

Все эти компании, а в перспективе 2025–2026 гг. и более мелкие, зададутся рядом вопросов. Переход на мониторинг добровольный или фактически добровольно-принудительный? Стоит ли его затягивать и иными способами ему сопротивляться? Какие издержки выше: если упорствовать или если принять статус участника мониторинга? Что с налоговыми и другими рисками: они снизятся или возрастут из-за онлайн-доступа инспекции к документам? Чего стоит переход на мониторинг: надо ли наращивать штат бухгалтеров и ИT-специалистов; какова стоимость внедрения и поддержки?

Ответы возможны разные в зависимости от деловых критериев, которым соответствует или не соответствует конкретный бизнес:
  • является ли компания участником СЗПК или планирует им стать;
  • насколько консервативны подходы компании при уплате налогов;
  • насколько автоматизирован в компании бухгалтерский и налоговый учет, иные бизнес-процессы;
  • есть ли в компании система управления рисками и внутреннего контроля;
  • нацелена ли политика компании на автоматизацию бизнес-процессов в целом.
В первую очередь новый инструмент подходит тем компаниям, руководство которых заранее принимает консервативную пробюджетную позицию при уплате налогов. В этих случаях нет отрицательных последствий от раскрытия налоговых рисков и «периода неизвестности», когда налоговая проверка еще не проведена. Налоговый период с понятными налоговыми последствиями закрывается через девять месяцев после окончания года, в котором проводился мониторинг.

Но и эти компании должны учитывать расходы, сопутствующие внедрению и поддержанию системы мониторинга:
  • на повышение степени автоматизации бухгалтерского и налогового учета;
  • внедрение витрины данных, включая прямую интеграцию с АИС «Налог-3»;
  • построение или совершенствование системы управления рисками и внутреннего контроля в соответствии с требованиями налоговой службы.
В целом не стоит ожидать, что прямая экономия от такого перехода превысит эксплуатационные затраты. Мониторинг не об экономии на текущих затратах на налоговое администрирование. Он скорее о новом образе жизни компании.

К его преимуществам принято относить быстрое закрытие налоговых периодов, возможность получения мотивированного мнения о налоговых последствиях планируемых операций, ограниченное число оснований для проведения налоговых проверок, отсутствие штрафов (от 20 до 40%) при доначислении налогов. Однако у каждого из этих преимуществ есть свои нюансы и оговорки, которые в настоящее время существенно снижают привлекательность этого инструмента. Уже приняты поправки в НК РФ, расширяющие полномочия налоговых органов при проведении налогового мониторинга Федеральный закон от 31.07.2023 № 389-ФЗ. Подробнее об этом см. в рубрике «База знаний. Алерты» на сайте «Пепеляев Групп». URL: https://www.pgplaw.ru..

Выбор сегодня надо делать по другим критериям, ответив на вопрос о том, насколько важно для компании идти в ногу со временем и соответствовать новому образу добросовестного налогоплательщика. Все равно рано или поздно отказ от этого инструмента начнет выглядеть подозрительным.

И конечно, не избежать мониторинга тем, кто намерен пользоваться господдержкой.
Переход на налоговый мониторинг не одномоментный, нужна серьезная подготовка.

На первой стадии надо провести диагностику: проверить уровень автоматизации учета, развития электронного документооборота, информационной безопасности и интеграционных возможностей.

Отдельного внимания потребует исследование системы управления рисками и внутреннего контроля: кто отвечает за управление рисками, кто исполняет контрольные процедуры, являются ли они достаточными для риск-менеджмента и др.

В результате у компании должна появиться четкая дорожная карта с последовательным описанием необходимых для вступления в налоговый мониторинг краткосрочных шагов и долгосрочного плана его развития.

«Налоговед» системно рассказывает о проблемах налогового мониторинга. И в этом выпуске мы говорим о том, как справиться с трудностями нового метода контроля.

Источник: «Налоговед»


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

20.02.2025

Китайская правовая система: законы или прецеденты, инвестиции, налоговые льготы, недвижимость и др

Наталья Стенина, партнер «Пепеляев Групп», берет интервью у юристов одной из самых крупных юридических компаний Китая.

Смотреть

10.03.2025

Две петербургские компании отбились от претензий ФНС почти на 1 млрд рублей

По мнению юриста петербургской налоговой практики «Пепеляев Групп» Никиты Кононова, это дело может быть интересно компаниям,...

10.03.2025

Налоговые новости. Дайджест 3–9 марта 2025 г.

Главные новости: Госдума раскритиковала практику изменения законопроектов перед вторым чтением; ФНС будет проводить...

07.03.2025

Доначисления по НДС и мало выездных проверок: статистика ФНС за 2024 год

Больше всего смотрят на необоснованную налоговую выгоду, дробление бизнеса и технические компании отмечает Сергей Савсерис,...

06.03.2025

Вымпелспор. Бизнес впервые выиграл суд с ФНС по контролируемым сделкам

«Вымпелком» добился отмены в суде решения ФНС о доначислении 177,2 млн руб. налога на прибыль в рамках проверки...