Загрузка...
01.02.2011
6 мин. на чтение

Налоги в России: уроки 2010 года

Оглядываясь на ушедший год, выделим те события, которые в наибольшей степени повлияли на положение налогоплательщиков, деловой климат и дальнейшее развитие налоговой системы России.

Радует, что позитивных событий все же больше.

Пожалуй, главным событием стало отсутствие плохих новостей. Государственная Дума так и не приняла законопроект о контроле трансфертного ценообразования в редакции, предложенной Минфином России. Появилась надежда, что в 2011 г. без спешки удастся принять качественный закон, когда из тумана его положений навстречу бизнесу не будут неожиданно выплывать гигантские доначисления и штрафы.

Ушедший год удачно начался с принятия поправок в уголовное законодательство. Они смягчили режим ответственности за налоговые преступления, ограничили применение заключения под стражу [1]. В первую очередь стоит назвать то, что основанием для привлечения лица к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения нарушения в решении налогового органа, вступившем в законную силу.

Существенно повышен предел крупного и особо крупного размера уклонения от уплаты налогов для квалификации действий как преступления. В уголовную практику возвращено специальное основание освобождения от ответственности за налоговые преступления: лицо, впервые совершившее преступление, освобождается от ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки, пени и штрафа. При этом право погасить задолженность за организацию предоставлено как физическому лицу, так и самой организации.

Более упорядоченными и предсказуемыми стали отношения бизнеса с налоговыми органами после внесения изменений в НК РФ, касающихся налогового администрирования и контроля [2], а также вступления в силу порядка ускоренного возмещения НДС [3].

Так, для ускорения процедур налогового контроля предусматривается активное использование электронного документооборота, в том числе составление счетов-фактур в электронном виде.

Законодательно закреплена обязанность налоговых органов прилагать к акту налоговой проверки документы третьих лиц, подтверждающие факты нарушений законодательства проверяемым налогоплательщиком. Закреплено право налогоплательщика на ознакомление со всеми материалами проверки до вынесения налоговым органом решения по итогам проверки.

Установлены основания списания налоговой задолженности, среди которых – утрата возможности взыскания в связи с истечением срока на взыскание, признанная судом.

Предусмотрено начисление процентов на сумму заблокированных денежных средств в случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам, что позволит снизить количество необоснованных решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке.

Деятельность Правительства РФ и Минфина России нельзя оценить однозначно.

Важным событием стало внесение изменений в соглашение с Кипром об избежании двойного налогообложения [4]: появляются четкие ориентиры в сфере офшорного бизнеса. Ожидается, что в результате подписания и ратификации Протокола Кипр будет исключен из «черного списка» Минфина России, в связи с чем распределяемые кипрскими компаниями дивиденды будут освобождаться от налогообложения в России в рамках предусмотренной НК РФ льготы по освобождению доходов от стратегического участия.

Вместе с тем, не сдвинулось с мертвой точки исполнение поручения Президента РФ, данного Минфину России [5], о подготовке законопроекта по борьбе с налоговыми злоупотреблениями. Судебная практика по-прежнему движется на ощупь, ориентируясь на Постановление Пленума ВАС РФ № 53 [6], которое постепенно отстает от реалий сегодняшнего дня.

В штыки воспринял бизнес Постановление Правительства РФ [7] о сборе средств для выплаты вознаграждения авторам. 1% от таможенной стоимости или цены реализации дисков, компьютеров, мобильных телефонов и другой техники должен уплачиваться производителями или импортерами в пользу авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм, предназначенных для частного прослушивания гражданами. Поскольку с «конечных потребителей» музыкальной и другой подобной продукции собрать средства невозможно, облагаются «подступы» к ним. Надо сказать, что давно не выходило такого юридически неточного и непроработанного документа, открывающего простор своеволию и бесконтрольному расходованию частными лицами средств, принудительно собранных с бизнеса. Непонятно, как по прошествии двадцати лет развития современной налоговой системы с ее утвердившимися принципами можно прибегать к феодальным институтам кормления, раздавая доходные источники «государевым людям»? Видимо, не скоро еще слова об уважении частной собственности будут совпадать с практическими поступками наделенных властью лиц.

И, конечно, никого не радует упорный отказ Правительства РФ отменить свое решение о повышении ставок страховых взносов.

Конституционный Суд РФ скромно отметился одним (правда, важным и заметным) Постановлением [8] о прецедентном значении постановлений ВАС РФ и недопустимости придания обратной силы разъяснениям ВАС РФ, ухудшающим положение налогоплательщиков.

Зато Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС РФ) выступил главным ньюсмейкером налоговой сферы, урегулировав ряд важных для практики вопросов. Это решения о возможности учета при налогообложении прибыли убытков, возникающих при прощении долга [9], о необходимости полной налоговой реконструкции при выявлении схемы ухода от налогов [10], об ограничении ответственности налогоплательщиков за действия поставщиков, не заплативших налоги [11], об ограниченном составе нормируемых расходов для целей НДС [12].

Позитивное влияние на практику налоговых органов должны оказать постановления Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 4903/10, которым признано неправомерным подписание решения о привлечении к налоговой ответственности должностным лицом, не принимавшим участие в рассмотрении материалов налоговой проверки [13], и от 08.06.2010 № 401/10 о том, что обращение взыскания на средства бюджетов по судебным актам совершается в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, а не в соответствии со ст. 78 НК РФ.

В то же время ряд постановлений ВАС РФ вызвал аргументированную критику специалистов: о законности штрафа за несвоевременную подачу расчетов авансовых платежей по налогу на прибыль [14], о применении расчетного метода исчисления налогов [15], о неприменении судебного порядка взыскания с налогоплательщика доначисленных сумм в случаях фактического признания налоговым органом сделок мнимыми или притворными [16].

Не обошли внимание Президиума ВАС РФ вопросы досудебной процедуры разрешения налоговых споров. Не в пользу налогоплательщиков было решено, что у налогового органа отсутствует обязанность приглашать налогоплательщика на рассмотрение апелляционной жалобы [17] и нет оснований для взыскания в качестве убытков расходов налогоплательщика на подготовку возражений на акт налоговой проверки [18].

При этом Президиумом ВАС РФ признана возможность взыскания расходов с проигравшей стороны на стадии исполнения судебного решения [19]. Такой исход дела не только поможет компаниям экономить на оплате услуг юристов, но и даст понять должникам, что тянуть с исполнением решения себе дороже.

В целом же решения высшей судебной инстанции добавили определенности в отношения налогоплательщиков и инспекций. Будем надеяться, что в текущем году решится проблема придания судебному толкованию, ухудшающему положение налогоплательщиков, обратной силы. Тогда ВАС РФ окончательно перестанет восприниматься как источник серьезных сюрпризов, чреватых для компаний пересчетом налоговых обязательств за прошедшие периоды.

Происходившее в 2010 году можно бы назвать настройкой и отладкой налоговой системы после ее многолетней реформы, если бы не ряд новых тенденций. Тенденции эти не могут не беспокоить: законы об очередных налоговых новациях публикуются в последние дни года, повышаются ставки налогов, появляются новые налоги, а некоторые существующие выводятся из-под действия Налогового кодекса. Все это может означать отказ от целей налоговой реформы, начавшейся в России более 10 лет назад.


[1] Федеральный закон от 29.12.2009 № 383-ФЗ.

[2] Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ.

[3] Федеральный закон от 17.12.2009 № 318-ФЗ.

[4] Протокол от 07.10.2010 о внесении изменений в Соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и Республикой Кипр, заключенное в 1998 г.

[5] Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 25.05.2009  «О бюджетной политике в 2010 – 2012 годах».

[6] Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 « 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

[7] Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 № 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях».

[8] Постановление Конституционного Суда РФ от 21.01.2010 № 1-П.

[9] Постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 № 2833/10.

[10] Постановление Президиума ВАС РФ от 16.07.2010 № 15152/09.

[11] Постановления Президиума ВАС РФ от 09.03.2010 № 15574/09 и от 20.04.2010 № 18162/09.

[12] Постановление Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 № 2604/10.

[13] Постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 4903/10.

[14] Постановление Президиума ВАС РФ от 12.10.2010 № 3299/10.

[15] Постановление Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 №5/10.

[16] Постановление Президиума ВАС РФ от 01.06.2010 № 16064/09.

[17] Постановление Президиума ВАС РФ от 22.09.2010 № 4292/10.

[18] Постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 № 3303/10.

[19] Постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 № 4735/09.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

26.02.2024

Налоговая антология. Финал. Итоги 2023 года. Обзор основных изменений налогового законодательства

Из ролика вы узнаете об основных изменениях налогового законодательства

Смотреть

25.04.2024

АКРА оценила эффект для бюджета от налоговой реформы

Рейтинговое агентство АКРА оценило возможное влияние налоговой прогрессии в России с 2025 года на доходы бюджета: каждый...

25.04.2024

Непостижимая прогрессия: каким не должен быть подоходный налог в России

Возвращение к прогрессивной шкале НДФЛ может стать очень неудачным поворотом российской налоговой политики, считает управляющий...

24.04.2024

Развитие КИС АР выходит на новый этап

23 апреля в очном формате состоялось очередное заседание Совета ФПА РФ, на котором был утвержден ряд документов, в частности...

24.04.2024

Налоговый контроль: Что обсуждали на конференции

19 апреля в Hotel Continental Москва прошла ХII Практическая конференция «Налоговый контроль в 2024 году: главные тренды,...