Загрузка...
05.02.2014
5 мин. на чтение

Налоги в 2014 году: внимание к трансграничным операциям

Иностранные инвесторы нередко приходят в Россию через компании, которые зарегистрированы в наиболее популярных в России юрисдикциях, таких как Нидерланды, Люксембург, Кипр, Швейцария. Зачастую эти компании специально созданы в инвестиционных целях или предназначены для финансирования других компаний группы. И хотя, конечно, указанные страны не являются оффшорами, меры по деоффшоризации российской экономики могут коснуться и эти структуры. Поэтому для компаний, участвующих в международных холдингах, в 2014 году будет нелишним заняться «инвентаризацией», чтобы проверить, не оказываются ли они в зоне риска, и предпринять необходимые меры, чтобы обеспечить спокойную работу холдинга и ее российских подразделений в будущем.

В декабре в ежегодном Послании Президента России Федеральному Собранию были озвучены меры по «деоффшоризации» российской экономики, и определенно будут задействованы серьезные государственные ресурсы, чтобы эти пожелания Президента России были выполнены.

По сообщениям в СМИ, Минфину России и Минэкономики России поручено до 19 мая 2014 года представить конкретные предложения и законопроекты, направленные на борьбу с минимизацией налогов с использованием низконалоговых юрисдикций. Поэтому уже с 2015 года возможны серьезные изменения налогового законодательства в этой сфере. Сейчас сложно прогнозировать, какие именно изменения будут внесены и, соответственно, дать конкретные рекомендации, но уже сейчас понятны общие направления, которые нужно учитывать и обсуждать.

Во-первых, идет постоянное улучшение обмена информацией с налоговыми органами других стран. Обмен информацией – совершенно необходимое условие международного налогового контроля, поэтому Россия, как и другие страны, движется семимильными шагами в сторону большей прозрачности налогообложения международных сделок и холдингов.

В самое ближайшее время планируется внесение на ратификацию Конвенции Совета Европы и ОЭСР 1988 года о взаимной помощи по налоговым вопросам. Эта Конвенция уже подписана 63 государствами, распространена на заморские территории Великобритании. Она предусматривает не только «обычное» предоставление информации по запросу, но и автоматический обмен информацией, одновременные («параллельные») и совместные налоговые проверки с участием налоговых органов двух или нескольких стран, помощь по взысканию налогов.

Россия также участвует в Глобальном форуме по улучшению прозрачности налоговой системы (121 государство), в рамках которого практически постоянно представители налоговых администраций стран-участников обсуждают проблемы обмена информацией и вырабатывают новые меры по улучшению такого обмена.

В рамках ОЭСР разрабатывается единый стандарт обмена данными, который, как ожидается, будет представлен для обсуждения и принят в течение 2014 года, чтобы механизм обмена информацией с 2015 года был введен в действие.

Во-вторых, обсуждается внесение поправок в Налоговый кодекс и введение понятия налогового резидентства юридического лица. Сейчас резидентство и порядок налогообложения юридических лиц основывается, в общем-то, на единственном признаке - места учреждения (государственной регистрации) юридического лица. В соглашениях об избежании двойного налогообложения, которые заключены Россией с другими странами (в том числе с Нидерландами, Люксембургом, Кипром) содержатся и иные признаки резидентства юридического лица, но на практике они применяются крайне редко. Между тем, именно резидентство юридического лица определяет, облагается ли у него так называемый «мировой доход» (т.е. доход, полученный за пределами России) или нет, и формальное нерезидентство оффшорных компаний не позволяет сейчас облагать их доходы за рубежом.

Сейчас рассматривается введение в качестве основного или, как минимум, существенного критерий фактического места управления, как это принято в странах общего права (Великобритания, Канада и др.). Сложно предсказать, в какой мере выработанные в тех странах подходы будут восприняты российской правовой системой, но с большой вероятностью их опыт будет изучаться и хотя бы в какой-то мере внедряться и у нас.

В-третьих, введение в Налоговый кодекс понятия и порядка налогообложения иностранных контролируемых компаний (CFC). Концепция CFC предполагает, что нераспределенная прибыль иностранной дочерней компании облагается как доход российской материнской компании. В обратной ситуации, к холдинговым структурам с головными компаниями за рубежом, эта концепция, видимо, применяться в России не будет. Хотя не исключено, что налоговые органы будут доказывать, что не только фактический, но и юридический контроль над этими головными компаниями осуществляется из России (конечным бенефициаром через трастовые компании или иным образом), с целью обложения нераспределенной прибыли таких головных компаний в России.

Полагаю, эти риски коснутся с большей степени холдинговых структур с очевидно формальным участием в них иностранных компаний – промежуточных и конечных. Формальность участия в холдинге той или иной компании может доказываться отсутствием активов, персонала или их очевидной несоразмерности заявленной цели деятельности компании, отсутствием какой-то деятельности, за исключением получения и перевода денежных средств, фактическим принятием всех значимых решений другим лицом, отсутствием прибыли или какой-то рыночной маржи, начисляемой в связи с осуществляемой деятельностью  и т.д.

И в то же время, столь значительные изменения в законодательстве затронут, на мой взгляд, практически все международные корпорации, действующие через свои компании в России. Уровень юридической грамотности, профессионализма, компетентности в вопросах международного налогообложения в нашей стране еще оставляет, мягко говоря, желать лучшего, что наверняка приведет к произвольному толкованию как основных понятий, так и правовых норм. Уже сейчас мы видим, сколько неразберихи и вольного толкования происходит всякий раз, когда налоговый спор затрагивает международные договоры и такие непривычные для российской практики понятия как «тонкая капитализация», «кондуитная компания», «фактический получатель дохода». Уверен, что во многих обстоятельствах, когда английский судья посчитал бы компанию и ее деятельность «реальными», российские налоговые органы могут заподозрить «необоснованную налоговую выгоду».

По сути, наша страна в этом отношении лишь в начале пути, и ни у налогоплательщиков, ни у налоговых инспекторов, ни у судей еще не было возможности получить нужную квалификацию, изучить накопленный в других странах опыт, выработать согласованные подходы к таким к понятиям, которые уже десятилетиями обсуждаются и апробируются на практике в европейских странах и США. К этому добавим практически полное отсутствие переведенной литературы и основных документов ОЭСР в области налогообложения при том, что уровень владения английским языком в нашей стране нельзя назвать очень высоким.

Остается надеяться, что Правительство, несмотря на желание пополнить бюджет за счет «деоффшоризации», будет избегать резких шагов, позволит правоприменительным органам и налогоплательщикам подготовиться к изменившимся подходам, чтобы наказание постигало лишь тех, кто действительно уклоняется от налогов, а не тех, кто не успел разобраться в новых правилах налогообложения.

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

13.11.2025

Экспорт высокой пробы

Спор НПЗ с таможней о проверке вывозимых нефтепродуктов дошел до Верховного суда. Дело комментирует партнер, руководитель...

12.11.2025

Налоговый дайджест за октябрь: новый подход к штрафам и расширение камеральных проверок

В начале октября АСГМ опубликовал мотивировку по спору УГМК и ФНС. Суд встал на сторону налогоплательщика по спору...

12.11.2025

Налоговики смогут вести невыездные проверки бизнеса по принципу экстерриториальности

ФНС сможет перераспределять нагрузку при проведении камеральных проверок бизнеса между налоговыми инспекциями. Комментирует...

12.11.2025

Прощай, партнер: что делать, когда сооснователь мешает бизнесу выжить?

Управляющий партнер «Пепеляев Групп» Сергей Пепеляев о том, почему эпидемия корпоративного паразитизма касается...