Налоговая политика — удел в основном экономистов и политиков. Юристам следует крайне осторожно рассуждать о том, что лежит вне сферы их знаний и профессиональной деятельности. Тем не менее с учетом многолетнего опыта специализации на налогах — и не только наблюдения, но и непосредственного участия в развитии налогового права — мы попробуем высказать некоторые соображения по поводу влияния происходящего на налоговую систему и возможных решений.
Защищай Родину и… плати налоги?
Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, и большинство налогоплательщиков уже привыкли к необходимости выполнять эту обязанность. Но сегодня на передний план выходит другая конституционная обязанность: согласно ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью российского гражданина.
Федеральная налоговая служба услужливо разъяснила, как мобилизованным лицам подавать налоговую отчетность, исчислять и платить налоги. Правительство решило предоставить мобилизованным отсрочки в уплате налогов.
Нельзя не заметить конкуренцию этих двух конституционных обязанностей. Уплата налогов — не просто некая повинность, это форма участия каждого в финансировании публичных потребностей. Публичные расходы требуют финансирования, и налоги выступают посильным вкладом граждан в общественную копилку. Посредством налогов граждане и организации делятся частью получаемого ими под защитой государства «пирога» — экономической выгоды различных видов (например, добавленной стоимости, прибыли, чистого дохода, природной ренты). Налоги — это форма изъятия доли ресурсов частных лиц для формирования публичных фондов.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Закон»