Налоговый мониторинг позволяет разрешить спорные вопросы налогообложения еще до подачи налоговой декларации. Для этого предусмотрено мотивированное мнение налогового органа. По мнению руководителя представительства «Пепеляев Групп» в Республике Татарстан Айдара Султанова, оспаривание этого акта в суде возможно, именно так может быть защищен законный интерес налогоплательщика.
Защита законного интереса налогоплательщика
Обжалование мотивированного мнения налогового органа связано с защитой законного интереса.
Налогоплательщик всегда имел законный интерес надлежащим образом исполнить налоговую обязанность. Для этого он должен ее правильно понимать, а не узнавать о ней ретроспективно после налоговой проверки, когда помимо недоимки будут начислены также штрафы и пени. В абзаце 1 п. 1 ст. 22 НК РФ законные интересы налогоплательщика стоят в одном ряду с субъективными правами и гарантированы такой же административной и судебной защитой. Другими словами, законодатель исходит из защитного паритета законных интересов и субъективных прав.
Именно законный интерес в правовой определенности и понимание налоговых последствий толкает многих крупных налогоплательщиков к тому, чтобы раскрывать информацию о хозяйственной деятельности, нести дополнительные расходы. Во многом этот интерес должен был быть защищен налоговым мониторингом как наиболее приближенной к текущему времени формой контроля, которая позволяет быстро устранять неясности и разрешать спорные вопросы, делает ненужным длительные выездные налоговые проверки.
Как отмечают специалисты, визитной карточкой налогового мониторинга служит мотивированное мнение налоговых органов, позволяющее предотвратить возникновение конфликтных ситуаций в налоговой сфере. Введение мотивированного мнения должно было помочь налогоплательщику разрешать неоднозначные налоговые вопросы максимально быстро, без накопления штрафов и пеней, вызванных неправильным отражением налоговых обязательств. Как указывалось в Пояснительной записке к законопроекту № 529630-6 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ (в части введения института налогового мониторинга)», суть налогового мониторинга в том, что налогоплательщик еще до подачи налоговой декларации может разрешить спорные вопросы налогообложения.
Оспаривание мотивированного мнения защищает законный интерес налогоплательщика в правильном понимании налоговых последствий. Тот факт, что это может иметь отношение к налоговым последствиям, еще не совершенным хозяйственным операциям и сделкам, не меняет ситуации.
Как отмечал КС РФ, с учетом влияния предпринимательства, порой существенного, на интересы множества лиц и его особого публично-правового значения при одновременной экономической и иной поддержке государства и общества должен повышаться стандарт осмотрительности и заботливости, равно как и в целом стандарт добросовестности при уяснении правовых положений лицом, которое занимается предпринимательской деятельностью и тем более рассчитывает на получение нормативно установленных привилегий. Поэтому цель добросовестного предпринимателя – осуществлять максимально предсказуемую деятельность, своевременно обнаруживая вопросы и снимая их в рамках предоставленных возможностей.
Соответственно, налогоплательщик, получивший отрицательное для себя мотивированное мнение, пройдя взаимосогласительные процедуры в ФНС России и не сумев доказать свою правовую позицию, должен иметь право оспорить этот акт налогового органа в суде. Хотя, возможно, придется доказывать наличие такого права: обосновывать обращение в суд необходимостью защитить законный интерес.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
«Налоговед»