Загрузка...
09.03.2011
9 мин. на чтение

Модернизация за решеткой

Реформа правоохранительной системы будет продолжена. В 2012 году в СИЗО, тюрьмы и колонии пустят гражданских врачей, а досрочное освобождение будет зависеть от общественного мнения. Но даже если отбывать наказание в России станет комфортнее, сидеть, возможно, придется чаще и дольше.

Прощание с ГУЛАГом
Социологи утверждают: нельзя реформировать сложную систему, изменяя лишь одну ее часть и не затрагивая другие. Мало того, если вы что-то уже тронули, то смежные участки непременно "посыплются". Видимо, не случайно необходимость реформы уголовно-исполнительной системы была декларирована 28 февраля — за день до вступления в силу закона "О полиции".

Впрочем, началось все, как водится, с инициативы трудящихся. 25 февраля на расширенном заседании коллегии Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) ее директор Александр Реймер подверг критике порядок рассмотрения ходатайств об условно-досрочном освобождении (УДО). "Действующая сегодня система коррупционно опасна,— заявил он.— Считаю целесообразным полностью изменить систему применения мер УДО с тем, чтобы исключить субъективность оценки степени исправления осужденного как со стороны администрации учреждения, так и со стороны суда".

28 февраля инициативу поддержал начальник Александра Реймера министр юстиции РФ Александр Коновалов. Выступая на коллегии Минюста по итогам года, он отметил, что "институт УДО, который сегодня применяется в России, неэффективен и коррупционно емок". Предложенное Александром Коноваловым решение было неожиданным: "Здесь большую роль нужно отвести структурам гражданского общества, которые должны получить постоянный, но оправданный доступ в места лишения свободы". По его мнению, представителями общества, которые будут "решать, что из себя представляет заключенный", могут стать "священники, бизнесмены... адвокаты... представители спортивных организаций и другие".

Кроме того, и это достойно отдельного сюжета, министр юстиции высказался также за допуск в СИЗО, тюрьмы и колонии гражданских врачей. По мнению юристов, опрошенных "Деньгами", это приведет к тому, что пыток в российских пенитенциарных учреждениях станет меньше.

Руководитель пресс-службы Минюста Сергей Белоусов разъяснил "Деньгам", что никаких приказов по Минюсту и по ФСИН, претворяющих в жизнь заявления министра Александра Коновалова, пока нет. Есть лишь объявление о реформе, подготовка и согласование которой будет длиться несколько месяцев. Так что соответствующие нормативные документы вступят в силу не ранее 1 января 2012 года.

Сроки вполне реалистичны: от объявления о реформе милиции до вступления в силу закона "О полиции" прошло почти полтора года. За это время президент РФ Дмитрий Медведев несколько раз заявлял, что только полицией дело не ограничится. Не обманул. А если верить Александру Коновалову, то грядет не реформа, а революция. С этим согласны и некоторые эксперты (см. материал "Будет ли гуманизация"). Ведь пенитенциарную систему в России последний раз серьезно реформировали 20 лет назад.

А законного регулярного доступа представителей общественности в места заключения не было аж с 1923 года. Проще говоря, обсуждаемая реформа предполагает прощание с мрачными рудиментами советской эпохи — наследством ГУЛАГа.

Плановая убыточность 

Ясно выраженная политическая воля президента позволяет считать, что шансы у тюремной реформы довольно высоки. Причем даже не в сильно урезанном виде. Остается выяснить причину новаций и к чему они должны привести.

Одна из причин — дефицит бюджета. Расходы на содержание за решеткой 819,2 тыс. человек силами 346,3 тыс. сотрудников ФСИН (см. справку) обходятся казне слишком дорого. Самоокупаемых тюрем в мире нет. В российских исправительных учреждениях (ИУ) есть производства (они выпустили за 2010 год продукции на 25,2 млрд руб.). Но все равно основой существования ИУ остаются госдотации: в 2010 году бюджетные расходы ФСИН (по всем ФЦП) составили 162,8 млрд руб.

Немаловажно и то, что тюремное население в России с 2004 по 2009 год росло (см. график). Лишь в 2010-м оно уменьшилось почти на 45 тыс. человек. Чему, возможно, способствовала декриминализация экономических преступлений, объявленная Дмитрием Медведевым.

Рост тюремного населения — это рост социальных проблем. Во-первых, более миллиона трудоспособных мужчин и женщин выключены из экономической жизни. Во-вторых, исправительная система способствует распространению наркомании и болезней, включая СПИД и туберкулез. В-третьих, в криминал вовлекается молодежь. Со всем этим вынуждено бороться государство. То есть помимо прямых затрат на борьбу с криминалом имеется еще и косвенная нагрузка на бюджет. Точно оценить ее вряд ли возможно, но речь явно идет о сотнях миллиардов рублей.

Внутренние дела и внешние заимствования

Помимо внутренних причин есть еще и внешние. Некоторые особенности российской системы следствия и исполнения наказаний порождают международные скандалы. Например, "дело Магнитского". Как известно, юрист фонда Hermitage Capital Сергей Магнитский погиб в боксе СИЗО "Матросская Тишина" в ноябре 2009 года. Глава фонда Hermitage Capital Билл Браудер и адвокат фонда глава компании Fireston Duncan Джемисон Файерстоун публично обвинили российские власти в "умышленном убийстве". Служебная проверка в СИЗО, проведенная по указанию президента Дмитрия Медведева, выявила лишь "халатность".

"Дело Магнитского" не раз вызывало неприятные для высокопоставленных представителей российской власти ситуации. Рассказывают, например, что на встрече премьер-министра РФ Владимира Путина с иностранными инвесторами в октябре 2010 года один из участников задал Владимиру Путину вопрос: "А когда вы нас убьете, как Магнитского?" В ответ Владимир Путин просто встал и ушел. Вице-премьер правительства РФ Игорь Сечин не ушел и вынужден был отвечать на неприятные вопросы о "деле Магнитского" 22 февраля в интервью Wall Street Journal. "Что, у Браудера что-то отняли? Ничего не отняли. Даже в мыслях не было",— подчеркнул он. А о гибели Сергея Магнитского Игорь Сечин сказал, что в этом деле должен разобраться суд.

Нефть дорога, мнение иностранных инвесторов российские власти может и не заботить, но на прошлой неделе ситуация вышла на межгосударственный уровень. 2 марта премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон публично возмутился тем, что "официальное расследование, инициированное президентом Медведевым в ноябре 2009 года, до сих пор не дало никаких результатов".

Реформа пенитенциарной системы началась потому, что ее издержки оказались ниже издержек бездействия. Она будет двигаться медленно, но должна привести к тому, что хотя бы часть явных беззаконий уйдет из системы исполнения наказаний. Это, впрочем, не значит, что за решеткой будет оказываться меньше представителей российского бизнеса и просто случайных, зачастую совершенно невиновных людей. Не стоит забывать про дефицит бюджета: если нефть не продолжит победное ралли, удовлетворять растущие амбиции госрасходов можно будет только за счет последнего резерва власти — административного давления на налогоплательщиков и угрозы уголовного преследования. Проще говоря, даже если сидеть будем комфортнее, не исключено, что успехи реформы сможет оценить еще больше людей, прежде незнакомых с "услугами" ФСИН.

Яна Яковлева, председатель НП "Бизнес-солидарность":

— Насколько мне известно, никаких официальных приказов по ФСИН и по Минюсту еще нет. Есть намерение этих ведомств в порядке эксперимента создать при центральном аппарате ФСИН медицинскую службу. Служба будет следить за здоровьем людей, находящихся в крупных СИЗО. В отдаленных СИЗО, а также в колониях порядок оказания медицинской помощи ФСИН пока менять вроде бы не собирается. Но это все равно лучше, чем существующее положение, когда умирает около 4,5 тыс. человек в год, и эта цифра продолжает расти.

Непонятно, будет ли ФСИН привлекать к рассмотрению ходатайств об условно-досрочном освобождении (УДО) существующие сегодня ОНК (общественные наблюдательные комиссии)? Разрушить нынешнюю систему УДО, безусловно, необходимо. Ее основы заложены во времена "большого террора" 1930-х годов и с тех пор не менялись. Суть в том, что начальник колонии держит осужденного за горло: не будешь делать все, что велено,— не получишь характеристики для УДО. В некоторых колониях осужденные фактически становятся крепостными, рабами начальников. Известно немало случаев, когда под давлением осужденные совершали преступления, в том числе убийства. Наконец, уже и Минюст не выдержал этого, как говорится, беспредела. Можно только приветствовать намерение властей отменить в тюрьмах крепостное право. Однако у России печальный опыт создания подставных общественных организаций. Пока нет четких правил отбора в комиссии, которые будут решать судьбы людей, я отношусь к этой затее скептически.

Дмитрий Гололобов, экс-глава юридического департамента компании ЮКОС, доктор права:

— Вопрос предоставления УДО требует незамедлительного решения, поскольку сейчас один судья освобождает, например, не ранее чем за два года до окончания срока, другой — по другим принципам. Если администрация ИУ (исправительного учреждения) против, то получить УДО практически невозможно. Никакие разъяснения Верховного суда не помогают, поскольку оставляют множество лазеек.

В результате коррупционная емкость этого рынка просто невероятна. Создание общественных институтов, на мой взгляд, сначала приведет к полной неразберихе, попыткам администрации ИУ "залезть" обратно в процесс, к попыткам судов отвоевать обратно свою "долю", различным сговорам, созданию фиктивных и управляемых советов. А также к различным казусам вроде неожиданного выхода на свободу лиц, которые просто понравились конкретному совету. Через несколько лет ситуация выправится, и процедуры станут более или менее устоявшимися и общественно приемлемыми.

Медицина. Если будут созданы соответствующие организационные и финансовые условия и у гражданских медучреждений будет законный и обоснованный интерес в оказании медицинских услуг лицам, находящимся в местах лишения свободы, то процесс потребует только адекватного административного регулирования, прежде всего на местах. Если медицинские учреждения будут видеть все это как бремя, то процесс дальше разговоров и формальностей не двинется.

Павел Ларин, старший юрист компании "Налоговик":

— Идеи неплохие, но результат зависит от реализации. ОНК сейчас не имеют постоянного надзора за осужденными, во многом их присутствие редко и формально. Необходимы активизация работы комиссий в местах исполнения наказания, а также применение видеозаписи поведения осужденных.

Либо будут образованы новые наблюдательные комиссии, либо состав имеющихся комиссий ОНК при МВД будет пересмотрен и даже расширен. Результат зависит от самих исправительных и иных закрытых учреждений. Например, в Татарии в 2009-2010 годах было зафиксировано несколько случаев воспрепятствования доступа комиссии при МВД в изоляторы и спецприемники по мотивам присутствия негативных запахов в помещениях. Необходимо более четко регламентировать возможность беспрепятственного доступа членов комиссий в ИУ и ответственность за затруднения доступа.

Также необходим и доступ гражданских врачей. Скандалы последних лет убедительно свидетельствуют об этом.

Алексей Тихомиров, адвокат МКА "Николаев и партнеры":

— Не считаю, что привлечение гражданских врачей улучшит ситуацию. Дело не в недостаточной квалификации тюремных врачей и не в их стремлении осложнить жизнь спецконтингенту. Иногда неоказание помощи используется следствием или администрацией СИЗО или ИУ для оказания давления на заключенных, но это редкость. Основная же проблема — обеспечение лекарствами. В учреждениях УИС набор лекарств скуден. Средств на закупку дорогостоящих препаратов в бюджетах Минюста и ФСИН нет. Передача же их "с воли" обставлена различными препонами: на каждую упаковку должна быть заявка, которая рассматривается несколько месяцев. Многие препараты вообще запрещены для передачи как содержащие наркотики.

Также я не считаю, что что-то изменит новый порядок предоставления УДО. Общественная комиссия не будет жить вместе с осужденными. Решения все равно будут приниматься на основе личного дела, в которое администрация по-прежнему будет вписывать нарушения. В том числе и придуманные ею самой. Проверка все равно будет осуществляться колонией. Либо надо подавать в суд, оспаривать. Это законно, но очень хлопотно.

Максим Кошкин, руководитель практики уголовно-правовой защиты бизнеса "Пепеляев групп":

— Я обеими руками за инициативы Минюста. Но вижу некоторые риски. Прежде всего подобного рода изменения, революционно меняющие условия содержания под стражей, нужно вводить не только в форме ведомственного нормативного акта, но и законодательно. В системе ФСИН существует та же палочная система, которая существовала в бывшей милиции. Оперативный сотрудник ФСИН обязан выявлять правонарушения со стороны осужденных. Если он этого не делает, считается, что он работает плохо. Со всеми вытекающими последствиями. Отсюда — большое количество взысканий за плохое поведение в виде, например, неправильно надетой шапки или расстегнутой пуговицы. Комиссии по УДО, видимо, должны будут разбираться, являются ли нарушения серьезными или нет. Весь вопрос в том, будут ли они разбираться или подойдут формально.

Теперь медицина. Гражданский врач выступает как эксперт, чье мнение нельзя будет игнорировать. Он может заявить, что больной содержится в условиях, не соответствующих тяжести его заболевания, или медицинская помощь может быть оказана только в специализированном медицинском учреждении. И в случае его гибели вся ответственность ложится на администрацию СИЗО или ИУ. Администрация не сможет просто отмахнуться.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Авторы

Максим Кошкин
Руководитель практики уголовно-правовой защиты бизнеса
m.koshkin@pgplaw.ru

Практики

Подписаться на рассылку

Вас также может заинтересовать

04.09.2025

Планируется ужесточение уголовной ответственности за незаконные валютные операции

Опубликован законопроект, которым предлагается ужесточить уголовную ответственность за незаконные валютные операции по с...

19.05.2025

Конституционный Суд РФ отказался пересматривать отмену сроков давности в делах о приватизации

Информируем о принятых КС РФ отказных определениях, которые закрепляют практику исчисления срока давности с момента ...

03.02.2025

Минюст России предложил увеличить размеры штрафов по 36 статьям УК РФ по экономическим преступлениям

Информируем, что Минюстом разработан и размещен для общественного обсуждения проект федерального закона о внесении изменений...

26.11.2024

Вводится уголовная ответственность за «бумажный» НДС

Информируем, что 23 ноября 2024 г. Президент России подписал Закон о введении уголовной ответственности за организ...