В обозримом будущем российские налоговые органы утратят доступ ко многим источникам информации, которые ранее использовали при анализе порядка налогообложения трансграничных операций. Автор рассуждает о том, как это повлияет на правоприменительную практику, что могут сделать адвокаты, чтобы снизить налоговые риски своих доверителей – российских организаций, которые производят выплаты в пользу иностранных лиц.
Чтобы облагать налогами международные экономические операции, требуется информация из иностранных источников. Приведем примеры.
Пример первый. Если российская организация выплачивает доходы за границу, то нужно разобраться, является ли получатель «лицом, имеющим фактическое право на доходы» (подп. 2–4 ст. 7, п. 1 ст. 312 Налогового кодекса РФ). Это специальный налоговый термин, толкование которого вызывает дискуссию. Не будем вдаваться в подробности, ограничимся формулировкой Минфина России, отражающей суть (по крайней мере, в первом приближении): для признания лица фактическим получателем дохода необходимо не только наличие правовых оснований для получения дохода. Это лицо также должно быть непосредственным выгодоприобретателем, т.е. лицом, которое фактически получает выгоду от полученного дохода и определяет его дальнейшую экономическую судьбу (см. письма от 6 августа 2012 г. № 03–08–05, от 3 июля 2017 г. № 03–08–05/41842, от 11 сентября 2017 г. № 03–08–05/58261 и др.). Статус лица, имеющего фактическое право на доходы, важен для решения вопроса о том, будут ли применяться положения договора об избежании двойного налогообложения, освобождающие некоторые доходы от обложения в России или ограничивающие размер налоговых ставок. И, как следствие, должен ли российский источник выплаты – налоговый агент удерживать налог и, если должен, то в каком размере.
Полная версия статьи доступна подписчикам «Адвокатской газеты»