Загрузка...
09.03.2023
3 мин. на чтение

Либерализация правосудия по налоговым преступлениям: что изменится для бизнеса?

В целях снижения негативных последствий для российской экономики Госдума рассмотрела в первом чтении проект закона о внесении изменений в УК РФ и УПК РФ (№ 301951-8). Законопроект направлен на либерализацию уголовной ответственности некоторых преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и иных обязательных платежей. Комментирует партнер, руководитель налоговой практики «Пепеляев Групп» Леонид Кравчинский.

Законопроект предлагает два важных изменения:

1. Изменение сроков давности по налоговым преступлениям.
Законопроект уменьшает максимальное наказание, предусмотренное вторыми частями ст. 199, 199.1 и 199.2 УК РФ, до пяти лет. Таким способом законопроект переводит налоговые преступления, предусмотренные вторыми частями ст. 199, 199.1 и 199.2 УК РФ, из категории тяжких преступлений в категорию преступлений средней тяжести (ст. 15 УК РФ) и снижает, соответственно, срок давности по ним до шести лет (ст. 75 УК РФ). Очевидно, что такой срок давности уже более соответствует срокам хранения документов, нежели действующие сейчас сроки давности. 

2. Запрет на возбуждение уголовных дел в случае уплаты налогов, пеней и штрафов в полном объеме.
Статья 28.1 УПК РФ устанавливает, что в случае возмещения ущерба, причиненного бюджету налоговым преступлением, в полном объеме (под таким возмещением понимается уплата в полном объеме налогов, пени и штрафов) уголовное преследование должно быть прекращено. Это очень похоже на норму про срок давности — в соответствии со ст. 24 УПК РФ уголовное дело подлежит прекращению, если истек срок давности. Но истечение срока давности означает не только то, что должно быть прекращено уже начатое уголовное преследование, но и то, что возбуждать уголовное дело после истечения срока давности также запрещено.
В отличие от нормы про срок давности ст. 28.1 УПК РФ не запрещает возбуждать уголовные дела в случае уплаты налога, пеней и штрафа. Она требует только прекращать их в этом случае. И на практике встречаются случаи, когда налогоплательщик полностью платит полагающиеся налоги, пени и штрафы, а следствие после этого возбуждает уголовное дело. Разумеется, в этом случае оно должно быть прекращено.
Но статья 28.1 УПК РФ отсылает нас к ст. 76.1 УК РФ, которая устанавливает, что уголовное дело прекращается в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении налогового преступления. То есть следствие сначала должно установить виновного, и только в отношении этого виновного оно прекратит возбужденное уголовное дело. Такое прекращение уголовного дела относят к прекращениям по нереабилитирующим основаниям. То есть государство признает человека преступником, но отказывается от его дальнейшего преследования, так как ущерб возмещен. Очевидно, что нереабилитирующие основания прекращения уголовного дела могут негативно сказаться на дальнейшей биографии человека.

В свою очередь, законопроект запрещает возбуждать уголовное дело в случае возмещения ущерба. Для этого законопроект вводит в ст. 24 УПК РФ еще одно основание, при котором уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению. Это уплата в полном объеме недоимки, пеней и штрафов. Законопроект при этом делает отсылку на ч. 1 ст. 76.1 УК РФ (освобождение от уголовного преследования лица, совершившего налоговое преступление), что, на наш взгляд, не позволит ему достигнуть своей цели. Это означает, вполне возможно, что по-прежнему следствие должно будет сначала найти виновного в налоговом преступлении и только в отношении этого виновного отказать в возбуждении уголовного дела.

Источник: «ЭЖ-Юрист»

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

06.02.2024

Новости экологии: проект "Чистый воздух", НДТ добычи и обогащения угля, парниковые газы

В этом ролике Наталья Стенина — партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о самых главных новостях экологии за последнее время.

Смотреть

25.04.2024

АКРА оценила эффект для бюджета от налоговой реформы

Рейтинговое агентство АКРА оценило возможное влияние налоговой прогрессии в России с 2025 года на доходы бюджета: каждый...

25.04.2024

Непостижимая прогрессия: каким не должен быть подоходный налог в России

Возвращение к прогрессивной шкале НДФЛ может стать очень неудачным поворотом российской налоговой политики, считает управляющий...

24.04.2024

Развитие КИС АР выходит на новый этап

23 апреля в очном формате состоялось очередное заседание Совета ФПА РФ, на котором был утвержден ряд документов, в частности...

24.04.2024

Налоговый контроль: Что обсуждали на конференции

19 апреля в Hotel Continental Москва прошла ХII Практическая конференция «Налоговый контроль в 2024 году: главные тренды,...