Загрузка...
06.04.2021
7 мин. на чтение

Краудфандинг. FAQ для юриста о народном финансировании

Компании пробуют свои силы в новом направлении. Они используют краудфандинг, или народное финансирование, чтобы проверить спрос, адаптировать продукт, собрать предзаказы для производства первой партии товаров. Краудфандинг помогает привлечь средства, поэтому не нужно обращаться в банк, к брокерам и другим посредникам.

Однако в России этот процесс пока находится в зачаточном состоянии, а его объем нестабильный. Есть еще ряд факторов, которые сдерживают развитие краудфандинга в РФ. В их числе риск технического сбоя инвестиционных платформ и отсутствие у инвесторов полной и достоверной информации о проектах. Однако ситуация в IT меняется в лучшую сторону.

В статье описали подробнее о том, что такое краудфандинг, а также его виды. Плюсы и минусы краудфандинга помогут понять механизм и как он работает на практике. Еще в материале написали о том, как стать соискателем инвестиций или инвестором, а также как функционирует инвестиционная платформа.

Что такое краудфандинг и его виды

Краудфандинг — это коллективное инвестирование небольших сумм в проекты и компании, которые находятся на ранних стадиях развития. Привлекают средства обычно через инвестиционные интернет-платформы, некоторые используют социальные сети. Для этого компания — автор проекта размещает публичную оферту или инвестиционное предложение.

Оператор инвестиционной платформы действует в качестве посредника. Он не становится стороной в сделках между соискателями инвестиций и инвесторами. Поэтому не принимает на себя права и обязанности из соглашений, которые стороны заключают на его платформе, если ее правила не предусматривают иное.

Правила устанавливают не только права и обязанности всех участников, но и регулируют порядок привлечения средств к проекту. Еще в правилах платформы посредник часто указывает временные и финансовые ограничения. Например, разрешает собрать только определенную сумму за конкретный период времени.

Существует мнение, что краудфандинг — это благотворительность. На самом деле привлекать финансирование можно как на безвозмездной основе, так и за вознаграждение.

Краудфандинг бывает трех видов: краудинвестинг, краудлендинг, краудревординг.

Краудинвестинг. Инвесторы предоставляют финансирование проектам в обмен на долю в них. То есть цель инвестора — получить выгоду в виде прав на часть дохода или доли в компании. Лица, которые привлекают финансирование, используют краудинвестинг как инструмент для развития бизнеса.

Краудлендинг.
Инвесторы предоставляют краткосрочные займы юридическим и физическим лицам, но не получают долю в их бизнесе и права на доход. По этой причине в России краудлендинг стал более привлекателен и распространен по сравнению с краудинвестингом.

Существует три вида краудлендинга:
  • P2P, или peer to peer, — одно физическое лицо кредитует другое физическое лицо;
  • P2B, или peer to business, — физическое лицо кредитует юридическое лицо;
  • B2B, или business to business, — одно юридическое лицо в виде нефинансовой организации кредитует другое юридическое лицо.
Российские компании заинтересованы в краудлендинге. Инвестирование происходит на специализированных посреднических площадках. При такой схеме из цепочки движения средств уходят посредники в виде банков, брокеров, агентов. Деньги поступают сразу на расчетный счет заемщика с номинального счета оператора платформы, на котором аккумулируются деньги инвесторов.

Краудревординг. Инвесторы предоставляют финансирование в обмен на продукты или услуги, которые получит бизнес или проект. Это своего рода предзаказ товаров, услуг посредством краудфандинга.

Какой закон регулирует краудфандинг

Народные инвестиции регулирует Федеральный закон от 02.08.2019 №  259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее — Закон № 259-ФЗ. Его неофициальное название — «Закон о краудфандинге». На данный момент он и регулирует отношения в рамках инвестиционных платформ между инвесторами и лицами, которые привлекают деньги. Инвестиционная платформа — это информационная система в интернете, которую используют, чтобы заключить договоры инвестирования. На таких платформах можно привлекать средства через:
  • займы;
  • продажу эмиссионных ценных бумаг. Для такого способа в Законе № 259-ФЗ есть исключения;
  • выпуск утилитарных цифровых прав;
  • выпуск цифровых финансовых активов.
Привлекать инвестиции могут только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Поэтому затруднительно использовать инвестиционные площадки для социальных, творческих и иных некоммерческих проектов, деятельность в которых не связана с извлечением прибыли. Кроме того, в документе законодатель не охватил проекты, финансирование которых происходит безвозмездно. Это означает, что Закон № 259-ФЗ регулирует отношения только в краудинвестинге и краудлендинге.

Как функционирует инвестиционная платформа

Соискатели инвестиций размещают с помощью информационных технологий и технических средств платформы свои предложения. Инвесторы могут принять их. Для этого они также с помощью технических средств платформы выражают волю принять предложения и перечислить деньги.

Деньги поступают на номинальный счет оператора инвестиционной платформы. В дальнейшем, когда инвестор достигнет минимального объема вложений, который необходим для заключения договора инвестирования, оператор перечисляет средства на банковский счет соискателя.

Инвестор вправе отказаться от договора инвестирования. На это у него есть пять рабочих дней. Срок считают со дня, как он принял инвестиционное предложение, но не позднее дня, когда оно перестает действовать.

Договор инвестирования заключен с момента, когда деньги поступили на счет лица, которое привлекает инвестиции. Договор не заключают, если не получилось собрать необходимый объем средств в течение срока действия инвестиционного предложения. Оператор инвестплатформы сообщает об этом инвесторам не позднее рабочего дня, который следует за днем истечения срока.

Соискатель инвестиций может собрать необходимую сумму за короткий период. В таком случае не надо дожидаться окончания инвестиционного предложения, оно прекращается раньше срока. Оператор платформы уведомляет об этом инвесторов в день, когда предложение завершилось. Соискатель должен заключить договоры инвестирования.

Как стать соискателем инвестиций на платформах

Нужно соответствовать требованиям Закона №  259-ФЗ, а также требованиям операторов платформ.

По общим правилам привлекать инвестиции могут только юридические лица или индивидуальные предприниматели, которым оператор платформы оказывает соответствующие услуги. При этом компании и предприниматели за календарный год вправе собрать не более 1 млрд руб. Учитываются суммы на всех инвестплатформах.

Клиентом инвестиционной платформы можно стать, если соответствовать требованиям. Потенциальный клиент не должен:
  • состоять в перечнях лиц, которые причастны к экстремистской деятельности или терроризму, а также к распространению оружия массового уничтожения;
  • иметь неснятую или непогашенную судимость за преступление в сфере экономики или против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;
  • сотрудничать с директором, у которого не истек срок дисквалификации;
  • находиться в процедуре банкротства, быть в числе лиц, которые не вправе вести предпринимательскую деятельность, занимать должности в органах управления юридического лица и иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.
Инвестиционные платформы могут установить дополнительные требования к потенциальным клиентам. При этом они обязательно должны разместить их на своем сайте. Например, операторы могут прописать условия о том, что соискатель должен обладать всеми правами на результат интеллектуальной деятельности, передать оператору платформы необходимые документы и другие требования.

Как стать инвестором

Чтобы инвестировать, необходимо зарегистрироваться на инвестплатформе по краудфандингу. Это могут сделать юридические и физические лица. При этом последним не нужно иметь статус индивидуального предпринимателя.

Для инвестиций физических лиц существуют ограничения. В год через инвестиционную платформу граждане могут вложить не более 600 тыс. руб. Этот лимит не распространяется на инвестирование, когда приобретаются утилитарные цифровые права у ПАО. Также лимит не действует для ИП и граждан, которых оператор платформы признал квалифицированными инвесторами.

Плюсы и минусы краудфандинга

У краудфандинга есть свои плюсы и минусы. Например, компании могут значительно улучшить свой имидж, однако рискуют потерять его из-за дефолта проекта.

Плюсы. Краудфандинг можно использовать как PR-инструмент, чтобы продвигать проект и снизить расходы на рекламу. В интернете она обходится дешевле по сравнению со СМИ, при значительно большем охвате потенциальной аудитории.

Краудфандинг часто выступает в качестве маркетингового исследования. По количеству привлеченных средств можно сделать вывод о заинтересованности в проекте на рынке в целом.

Народное инвестирование помогает снизить расходы на организацию и обеспечение функционирования. Ведь нет необходимости арендовать помещения, содержать штат сотрудников. Кроме того, инвесторами могут быть как физические, так и юридические лица.

Минусы. Существует риск, что платформа не исполнит своих обязательств в связи с техническими сбоями. Приостановка или прекращение деятельности инвестиционной платформы способны привести к тому, что станет невозможно провести сделки, из-за чего у инвесторов возникнут убытки.

Краудфандинг создает для инвесторов риск асимметрии информации. Вкладчик полностью зависит от сведений, которые ему предоставил соискатель инвестиций. Провести проверку на уровне проекта иногда практически невозможно. Опасность для инвестора еще и в том, что проект может рухнуть. Обычно к краудфандингу прибегают, чтобы поддержать «сырые» проекты. Инвестиции в них эксперты считают высокорискованными. В случае провала деньги вернуть не получится. Снизить риски способны операторы инвестиционных платформ. Центробанк рекомендует им проводить юридическую проверку проекта, базовую экспертизу его бизнес-модели, а также устанавливать ограничения на предельные объемы инвестиций. Необходимо также установить требования к устойчивости информационных систем операторов, наличию резервных систем функционирования.

Что поможет сделать краудфандинг привлекательным в РФ

Нужно знать возможности механизма

Чтобы создать конкурентоспособный рынок краудфандинга в России, необходимо:
  • снизить риски и повысить уровень доверия населения к инвестиционным платформам;
  • дать специальные знания инвесторам — физическим лицам для анализа проектов на инвестиционных платформах;
  • информировать инвесторов — физлиц о механизмах работы, возможностях и рисках инвестиционных платформ.
В мире краудфандинг популярен. По итогам 2019 года эксперты оценивают глобальный рынок в 13,9 млрд долл. К концу 2026 года, по словам специалистов, он увеличится до 39,8 млрд долл. Это следует из доклада ЦБ для общественных консультаций «Развитие альтернативных механизмов инвестирования: прямые инвестиции и краудфандинг», август 2020 года.

Доля российского сегмента на глобальном рынке краудфандинга составляет всего 0,8 процента. При этом объем сделок на отечественном рынке меняется. В 2018 году он составил 11 млрд руб., а по итогам 2019-го — 7,1 млрд руб. По 2020 году данных пока нет.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Авторы

Полина Бардина
Руководитель цифровой группы
p.bardina@pgplaw.ru

Практики

Подписаться на рассылку

Вас также может заинтересовать

skill

01.03.2024

Новости банкротства. Налог на сверхприбыль в банкротстве: не анекдот! Юлия Литовцева

В этом ролике Юлия Литовцева партнер, руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп», расскажет о налоге на сверхприбыль в банкротстве...

Смотреть

03.04.2024

Цифровая экономика. Дайджест за 1–31 марта 2024 г.

Главные новости: Минцифры планирует ограничить число IT-компаний с нулевым налогом на прибыль; в РФ отменен мо...

26.03.2024

Деятельность маркетплейсов урегулируют

5 марта 2024 года в Государственную Думу внесен законопроект № 568223-8, предусматривающий унифицированное правовое...

23.03.2024

О запрете размещения рекламы на информационных ресурсах иностранных агентов

Президент РФ подписал Федеральный закон от 11.03.2024 № 42-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона „О контроле...

01.03.2024

Цифровая экономика. Дайджест за 1–29 февраля 2024 г.

Главные новости: в 2023 году основным направлением изменений в законодательстве стало регулирование данных; ответственных...