Загрузка...
18.05.2023
2 мин. на чтение

Конституционный суд разрешил фотографировать материалы таможенной проверки и делать выписки из них

Законодательство прямо не предусматривает особого порядка ознакомления с материалами таможенной проверки, в результате оно толковалось таким образом, что у декларантов была только одна возможность — визуальный осмотр материалов, без возможности делать выписки и копировать документы (в том числе с применением фотоаппаратуры). КС РФ посчитал подобное толкование п. 2 ст. 235 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании <…>» (далее — Закон) неконституционным (постановление от 28.04.2023 № 22-П).

Руководитель представительства «Пепеляев Групп» в Республике Татарстан Айдар Султанов отметил, что Конституционный Суд РФ, опираясь на ранее выработанные правовые позиции о недопустимости введения таких условий, которые блокировали или неоправданно затрудняли бы доступ к государственной защите прав и свобод (Постановление от 10 января 2023 года N 1-П), пришел к выводу, что «в целях обеспечения права на эффективное оспаривание решения таможенного органа как в административном, так и в судебном порядке лицу должна быть гарантирована вытекающая из принципов состязательности и равноправия сторон спора возможность доступа к документам и материалам, положенным в основание оспариваемого решения, а равно фиксации содержащихся в них сведений».

Крайне важным является вывод Конституционного Суда РФ о том, что «…поскольку именно проверяемое лицо заинтересовано в осуществлении копирования (фотографирования) материалов таможенной проверки и именно оно определяет для себя необходимый объем документов, нуждающихся в таком копировании (фотографировании), данное лицо самостоятельно несет любые расходы, связанные с использованием технических средств и (или) расходных материалов». То есть, не государственный орган, не суд, а именно лицо осуществляющее защиту определяет необходимый объем документов, нуждающихся в таком копировании.

Это особенно важно, поскольку иногда суды отказывали в истребовании информации, полагая, что с учетом того, что бремя доказывания лежит на государственном органе. Однако, само по себе такое распределение бремени доказывания, не является гарантией того, что государственный орган представит доказательства, подтверждающие незаконность действий государственных органов. Поэтому поход Конституционного Суда РФ как бы напоминает, что конституционная свобода поиска и получения информации является именно свободой.

Источник: «ЭЖ-юрист»

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

21.03.2025

Строительные споры в практике Верховного Суда РФ в 2024 году - 6 ключевых кейсов.

В видеоролике, Наталья Стенина, партнер, руководитель практики земельного права, недвижимости и строительства «Пепеляев Групп», расскажет о строительных спорах в ВС ...

Смотреть

24.03.2025

Изменения в судебных госпошлинах ограничивают доступность правосудия

В результате повышения судебных госпошлин, инициированного министерством финансов, размеры пошлин увеличились в среднем ...

19.03.2025

Сделка без денег: что мешает бартеру в России

В условиях санкционных ограничений российский бизнес все чаще обращается к бартерным сделкам во внешней торговле. Этот механизм,...

03.03.2025

Соглашение о распределении судебных расходов. Какие условия примет суд

Вопрос распределения судебных расходов хотя и является во многом второстепенным по отношению к основному спору, но тем не...

25.02.2025

Суды трех инстанций рассмотрели материалы административного дела, обжалованные неуполномоченным лицом

Судья ВС напомнил правила обжалования решения судьи, принятого по результатам рассмотрения протеста на определение о...