Заместитель министра финансов РФ, отвечающий за формирование налоговой политики государства, заявил, что «в условиях, когда у нас дефицит бюджета, налоговая политика становится производной от бюджетной политики»
Алексей Сазанов: на бумаге или в цифре – налоги остаются неизменными // Сайт Минфина России. 28.06.2023. URL: https://minfin.gov.ru..
На что может быть направлена «бюджетная политика» в условиях дефицита? Естественно, на его покрытие. Стало быть, «производный» характер налоговой политики может означать только одно: больше налогов хороших и разных.
Чрезвычайный налог на сверхприбыль тому подтверждение Пепеляев С.Г. Напор чрезвычайщины: как устоять праву? // Налоговед. 2023. № 5..
Но имел ли в виду замминистра, что, когда «бюджет в опасности», все средства хороши? Что нечего церемониться с экономической обоснованностью налогообложения и другими подобными выдумками периода «налогового романтизма» конца 90-х – начала 2000‑х? Исключить этого нельзя, поскольку он заметил, что налоговые изменения напрямую зависят от размера дефицита бюджета и намеченных источников его финансирования. Получается, куда наметим, туда и побежим. Если очень прижмет, то вприпрыжку.
Опять же в пример налог на сверхприбыль: если очень надо задним числом, вопреки прямой конституционной норме, значит, можно.
Похоже, идею подчинения налогообложения бюджету и вторичности правовых принципов демонстрирует и Верховный Суд РФ в некоторых своих решениях. Так, эксперты единодушны в критической оценке Определения СКЭС ВС РФ Определение СКЭС ВС РФ от 19.07.2023 по делу № А40-21941/2022 ООО «Татнефть-АЗС-Запад»., поддержавшей доначисление НДС на сумму акциза в нарушение ранее сформированных правовых позиций и принципов.
В истории европейского налогообложения войны сыграли роль катализатора. В том числе и в России. Можно с уверенностью сказать, что именно чрезвычайные налоги, собираемые ad hoc на финансирование военных кампаний, выкуп пленных и т. п., были первыми европейскими налогами и основными источниками дохода в период развития централизованной государственности. Военные нужды породили и другие практики: государственное фальшивомонетничество, выпуск бумажных денег, государственные монополии на производство и торговлю.
Но когда «рать вконец заедала казну» Ключевский В.О. Сочинения. М., 1957. Т. 3. С. 200. и налоги взимались без учета платежеспособности, финал всегда был один: экономический спад, опустошение территорий и даже вымирание населения. Поэтому в России, например, уже в XVI в. развивались идеи о необходимости придерживаться определенных правил налогообложения для сбалансированного развития страны. Исследователи отмечают, что геополитические проекты были успешными до тех пор, пока власти увязывали их с состоянием государственной казны и возможностями населения нести дополнительную нагрузку Дмитриева З.В., Козлов С.А. Налоги и войны в России XVI–XVII вв. СПб., 2020. С. 67..
Да и начало самого парламентаризма связано с чрезвычайным налогообложением: Великая хартия вольностей 1215 г. появилась как инструмент ограничения короля вводить какие ему вздумается налоги.
Таким образом, налоговое право – это инструмент проведения в жизнь идеи сбалансированного общественного развития, когда существуют надежные препоны к установлению и взиманию хотя и «очень нужных» налогов, но подрывающих экономическую и социальную устойчивость. Как раз на эти цели направлены правовые принципы налогообложения. Они-то в первую очередь и разрушаются на потребу чрезвычайной необходимости.
Радетели чрезвычайных финансов объективно будут вести наступление на право, поскольку оно антитеза чрезвычайщины. Налоговое право развилось в борьбе с чрезвычайщиной во всех ее пониманиях и проявлениях и принципиально ее не приемлет.
В такой ситуации особенно ценны любые подтверждения того, что налоговое право по-прежнему востребовано, а его основные принципы защищены. В этой связи следует отметить недавнее Постановление КС РФ от 14.07.2023 № 41-П по вопросу о сроках налоговых проверок по сделкам взаимозависимых лиц.
Суд в очередной раз напомнил о базовых ценностях, определенных Конституцией РФ: условия функционирования экономической системы должны быть максимально благоприятными, а вмешательство государства в регулирование экономических отношений – оптимизировано. Любые ограничения прав должны быть адекватны социально необходимому результату и не могут быть чрезмерными.
Правовое регулирование не должно искажать самого существа конституционных прав и свобод, а задачи одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод.
Все это сказано по поводу исчисления сроков глубины проверки, но в полной мере относится и к другим случаям, особенно связанным с чрезвычайными налогами. Само существо права на налогообложение исходя из конституционных принципов противно любой чрезвычайщине, а административная задача преодолеть бюджетный дефицит не является самодостаточным основанием для низведения налогового права на уровень чиновничьего нормативного регулирования.