При существующей экономической ситуации в России, когда государство активно участвует в регулировании экономики и активно использует административные ресурсы для регулирования бизнес процессов, взаимодействие с органами государственной и местной администрации является важной составляющей ведения успешного бизнеса. Реализация любой бизнес задачи требует соблюдения административных процедур, связанных с необходимостью получения разрешительной документации, направления уведомлений в органы исполнительной власти и местного самоуправления либо согласования с ними условий ведения предпринимательской деятельности и конкретных сделок для избежания рисков предъявления возможных претензий.
При таких обстоятельствах комплайенс должен стать для бизнеса системой внутреннего контроля за соблюдением обязательных требований законодательства и подзаконных нормативных правовых актов (далее по тексту – обязательных требований) в деятельности компании, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение которых предусмотрена административная ответственность для компании, уголовная либо административная ответственность для ее должностных лиц.
К сожалению, комплайенс в бизнесе воспринимается как система внутреннего контроля за добросовестностью и благонадежностью контрагентов по бизнесу и работников, что не позволяет оценить и предотвратить риски применения мер государственного принуждения (штрафов, пени, административного приостановления деятельности, приостановление и аннулирование лицензии) к компаниям и их менеджменту за нарушения обязательных требований, которые могут быть совершены компанией при отсутствии системы внутреннего контроля и выявлены при проверках различных государственных органов.
В такой ситуации рекомендуем наладить систему внутреннего контроля и документооборота в компании, которая позволит обеспечить соблюдение обязательных требований, а также предпроверочного аудита в рамках подготовки к возможным проверкам органов государственного контроля.
При этом информация о плановых административных проверках размещается на сайте Генеральной прокуратуры РФ не позднее конца предыдущего года на следующий год, а основаниями для внеплановых проверок являются обращения третьих лиц в органы государственной власти в информацией о нарушениях обязательных правил либо об угрозе таких нарушений, если они создают опасность, невыполненные в срок предписания государственных органов, нарушения прав потребителей. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно в рамках процедур комплайенса обеспечивать лояльность в отношениях с контрагентами и работниками, которые могут обратиться с жалобой на нарушения их прав и законных интересов компанией, путем предупреждения либо урегулирования возможных конфликтов с контрагентами и работниками, а также обеспечивать заблаговременное исполнение предписаний о выполнении обязательных требований и сообщать о результатах такого выполнения государственным органам, выдавшим предписания.
Для предотвращения возможных рисков привлечения к ответственности и в случаях прямо предусмотренных законодательством применения иных мер государственного принуждения рекомендуем обращаться с письменными запросами за письменными разъяснениями в уполномоченные государственные органы, выполнение которых является основанием для вывода о принятии всех мер, связанных с соблюдением обязательных требований, что, как правило, исключает вину в совершении нарушений и, следовательно, ответственность.
При разработке и реализации компаниями системы комплайенс во взаимоотношениях между бизнесом и властью в России необходимо учитывать следующее обстоятельство:
Если субъектам предпринимательской деятельности разрешено все, что прямо не запрещено законом, так как реализация конституционного права на защиту предполагает свободу выбора субъектами предпринимательства не запрещенных законом способов и приемов защиты их прав и законных интересов, а обязанность государства - обеспечить их надлежащее применение, то чиновникам разрешено только то, что непосредственно предписано им административными и должностными регламентами. Исчерпывающим перечнем и рамками административных процедур, предусмотренных административными и должностными регламентами, ограничиваются процессуальные возможности должностных лиц органов государственного контроля.
Поэтому, если какие-либо требования должностных лиц органов государственной власти выходят за рамки предоставленных им законодательством возможностей, то компании вправе направить им письменный мотивированный отказ от выполнения незаконных требований, а также обжаловать как в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), так и в суд любые незаконные требования, действия, бездействие и решения органов государственной власти и их должностных лиц, если они нарушают права и законных интересы компаний, на их основании на компанию незаконно возлагается какая-либо обязанность либо компания может быть незаконно привлечена к какой-либо ответственности.
Полагаем, что указанные рекомендации послужат хорошим подспорьем в разработке и внедрении системы комплайенс в организациях при ведении ими предпринимательской деятельности в России.