Сейчас интересно другое: если мир ждут глобальные позиционные изменения, то может ли это как-то сказаться на нынешней вестернизированной налоговой системе? В отношении внутригосударственных налогов кардинально вряд ли что-то изменится. Все основные налоги (за исключением НДС) складывались и проверялись веками. В целом они разумны и эффективны. Нюансы сейчас не обсуждаем.
А вот в международном налогообложении существенные подвижки предвидятся. За десятилетия опытные в налоговом отношении страны настроили эту систему под себя. Они и являются «бенефициарами» в ущерб менее развитым в экономическом отношении государствам, чья налоговая база так или иначе перекачивается «куда надо». Россия, реализуя собственную прагматическую повестку, несколько лет назад начала процесс пересмотра «традиционных» соглашений, приведший к изменению условий или вообще денонсации некоторых из них.
Но и в стане «бенефициаров» ведутся (пока научные) дискуссии о необходимости «санкционного» подхода к соглашениям с Россией об избежании двойного налогообложения. В США, в частности, звучат предложения денонсировать соглашение, дабы создать препятствия американским компаниям для работы в России. Но есть и противоположные суждения.
Есть вопросы и к разрекламированной системе международного обмена налоговой информацией. Дело даже не в примере Великобритании, показательно отказавшейся от предоставления данных ФНС, дабы «не поставлять режиму… информацию, которая могла бы привести к увеличению налоговых льгот и доходов России». Звучат мнения, что этот обмен уже привел к ассиметричным затратам и чрезвычайно неравным условиям для участников.
Но все же вряд ли стоит всерьез рассчитывать на то, что налоговые органы разных стран в ущерб «корпоративной солидарности» и общему для них делу в отношении России «закроют избушку на клюшку». Если это и реализуется в краткосрочной перспективе, то в дальнейшем они поделятся всем накопленным.
Для бизнеса (и не только) налоги — это расходы. Эффективный бизнес стремится любые расходы сокращать, но, конечно, не в ущерб устойчивости. Риски сокращения расходов не должны превышать выгод. Эффективность и устойчивость — это два основных критерия, которыми мы руководствуемся в налоговых проектах. Если эффективность довольно просто считается в деньгах (а цифры рождают жадность), то оценить пределы устойчивости гораздо сложнее. Конечно, есть штрафы и пени в процентах от суммы недоимки, но есть и масса других «вредных» обстоятельств: от отстранения от тендеров (черные списки, сведения о задолженности) до дисквалификации и уголовного преследования менеджмента.
Основные налоги складывались и проверялись веками.
Чтобы учесть все нюансы, нужно каждодневно «вариться в налоговой каше», быть в курсе происшествий и трендов. Важна глубокая налоговая специализация. Поэтому мы так много внимания уделяем погружению наших юристов «в гущу событий»: от участия в ежемесячных «налоговых кружках» по актуальной проблематике до работы в комитетах Госдумы, Совфеда, сотрудничества со Счетной Палатой и др. А еще обязательное написание статей, аллертов, участие в семинарах и конференциях.
Налоги — надстройка. Сначала надо что-то получить, а потом уже этим «делиться». Практиковать налоги без знаний цивилистики, трудового права, внешнеэкономического регулирования и т. д., и т. п. — невозможно. Но нельзя одинаково глубоко разбираться во всем. Выход — формирование междисциплинарных команд для решения сложных налоговых задач. Именно так мы действуем, когда реализуем проекты по корпоративной структуризации, сложным сделкам, ответственным приобретениям и др. Наша сильная сторона — возможность посмотреть на задачу с разных сторон и решить ее творчески.
Новые реалии бизнеса — международная мобильность, комбинированность, адаптивность — заставляют власть проявлять «клиентоориентированный подход» в налогообложении. Если раньше в «лихие времена» налоговая повестка состояла во введении чрезвычайных налогов и сборов и т. п., то сейчас актуальная повестка другая — создание сносных условий бизнесу, попавшему в «напряженную ситуацию».
Экстраординарные события ускорили вялотекущие процессы обсуждения и решения давно назревших проблем: оперативно изменены условия и порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям, широкому кругу налогоплательщиков предоставлена возможность ускоренно возместить НДС в зависимости лишь от одного параметра — размера уплаченных в предыдущем году налогов и др.
В этих поправках есть наш весомый вклад. Мы всегда много внимания уделяли развитию бизнес-климата, делали много неоплачиваемой работы для создания более справедливых и надежных условий тем, кто на самом деле обеспечивает благосостояние страны. Когда меня спрашивают: «Зачем?», я отвечаю: «Для кармы».
Источник: «Корпоративный юрист»