1. Нужна ли российскому налоговому праву общая норма как средство борьбы с налоговыми злоупотреблениями?
Агрессивное налоговое планирование — глобальное явление. Под ним в ОЭСР понимается ситуация, когда позиция налогоплательщика обоснованна и формально соответствует законодательству, но влечет нежелательные налоговые последствия. Налоговые органы видят в этом опасность, потому что законодательство может быть применено для достижения результатов, отличных от тех, которые предполагал законодатель при формировании правовых норм3.В мировой практике существует два фундаментальных способа защиты государства от преднамеренных действий налогоплательщиков по уклонению от налогообложения: общая норма, установленная законом (Нидерланды, Франция и Германия), и общая судебная доктрина (США, Великобритания, Япония, Швейцария).
Борьба российского государства с этим негативным явлением также идет в двух направлениях: при помощи законов и путем применения общесудебных доктрин.
Cогласно ст. 198 и 199 Уголовного кодекса РФ наказуемо умышленное деяние полномочного представителя налогоплательщика: уклонение от подачи деклараций, включение в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, включение в бухгалтерские документы предприятия заведомо искаженных данных о доходах или расходах, сокрытие других объектов налогообложения, приведшее к крупным налоговым недоимкам.
Специальные нормы, запрещающие налогоплательщикам налоговые злоупотребления, единично вкраплены в текст Налогового кодекса (НК) РФ4.
Общие принципы борьбы с налоговым мошенничеством установлены на уровне судебной доктрины в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».
Случалось, что в налоговых спорах суды ссылались на положения ст. 10 Гражданского кодекса (ГК) РФ, запрещающие злоупотребление правом, причиняющее вред третьим лицам. Но такое правоприменение конфликтовало с запретом, предусмотренным в п. 3 ст. 2 ГК РФ: «К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством». Ни в ГК, ни в НК РФ подобное правоприменение не предусмотрено.