Большую часть налоговых проблем лучше решать с привлечением специалистов из других отраслей права. В налоговом споре по рассмотренному в статье ведущего юриста «Пепеляев Групп» Анастасии Фивейской вопросу трудно разобраться без детального знания специфики розничных продаж и рекламной деятельности. Обывательский подход к этим всем знакомым понятиям может привести к отрицательным для налогоплательщика последствиям.
Что представляет собой мерчендайзинг? От ответа на этот вопрос зависит способ учета расходов для целей налогообложения прибыли. Но в российском законодательстве значение этого термина не раскрыто. Из-за такой неопределенности на протяжении уже долгого времени возникают претензии налоговых органов к порядку учета расходов на услуги, связанные с продвижением продаж.
Официальные позиции и судебная практика
В начале 2000-х гг. понятие «мерчендайзинг» было неочевидным для российского правоприменения. Расходы на услуги по продвижению товаров, включая специальную выкладку в торговых сетях, не признавались не только расходами на рекламу, но и вообще считались экономически необоснованными для производителей.
Со временем подход изменился. По мнению Минфина России, мерчендайзинг надо делить на услуги:
- связанные с привлечением внимания к товару в торговом зале, в том числе посредством применения специальных технологий выкладки;
-
и на обычные функции розничного продавца по выкладке товаров в определенном месте.
Первые признаются рекламой и могут учитываться в расходах производителя по нормативу, вторые не могут быть учтены производителем в целях налогообложения прибыли (не являются услугой производителю).
Важно!
Услуги, связанные с привлечением внимания к товару посредством применения специальных технологий выкладки, по мнению Минфина России, не относятся к указанным в абз. 2–4 п. 4 ст. 264 НК РФ видам рекламы, поэтому расходы на них должны нормироваться.
Судебные споры по вопросам учета расходов на услуги мерчендайзинга периодически возникают и в настоящее время. Высшие суды до сих пор не рассматривали дела об учете расходов на мерчендайзинг по существу.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
«Налоговед»