Загрузка...
20.11.2023
1 мин. на чтение

Как учитывать расходы на услуги мерчендайзинга для целей налогообложения прибыли

Большую часть налоговых проблем лучше решать с привлечением специалистов из других отраслей права. В налоговом споре по рассмотренному в статье ведущего юриста «Пепеляев Групп» Анастасии Фивейской вопросу трудно разобраться без детального знания специфики розничных продаж и рекламной деятельности. Обывательский подход к этим всем знакомым понятиям может привести к отрицательным для налогоплательщика последствиям.

Что представляет собой мерчендайзинг? От ответа на этот вопрос зависит способ учета расходов для целей налогообложения прибыли. Но в российском законодательстве значение этого термина не раскрыто. Из-за такой неопределенности на протяжении уже долгого времени возникают претензии налоговых органов к порядку учета расходов на услуги, связанные с продвижением продаж.

Официальные позиции и судебная практика

В начале 2000-х гг. понятие «мерчендайзинг» было неочевидным для российского правоприменения. Расходы на услуги по продвижению товаров, включая специальную выкладку в торговых сетях, не признавались не только расходами на рекламу, но и вообще считались экономически необоснованными для производителей.

Со временем подход изменился. По мнению Минфина России, мерчендайзинг надо делить на услуги:
  • связанные с привлечением внимания к товару в торговом зале, в том числе посредством применения специальных технологий выкладки;
  • и на обычные функции розничного продавца по выкладке товаров в определенном месте.
Первые признаются рекламой и могут учитываться в расходах производителя по нормативу, вторые не могут быть учтены производителем в целях налогообложения прибыли (не являются услугой производителю).

Важно!

Услуги, связанные с привлечением внимания к товару посредством применения специальных технологий выкладки, по мнению Минфина России, не относятся к указанным в абз. 2–4 п. 4 ст. 264 НК РФ видам рекламы, поэтому расходы на них должны нормироваться.

Судебные споры по вопросам учета расходов на услуги мерчендайзинга периодически возникают и в настоящее время. Высшие суды до сих пор не рассматривали дела об учете расходов на мерчендайзинг по существу.

Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Налоговед»

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

29.04.2025

Сговор и недействительность сделок в банкротстве - 2025. Юлия Литовцева

В этом ролике Юлия Литовцева, партнер и руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп», на примере свежей судебной практике расскажет о...

Смотреть

11.07.2025

Новый налог на прибыль для МГК. Почему пострадает российский бизнес

Российским участникам международных групп компаний (МГК) хотят повысить налог на прибыль до 15%. Аналог таких правил в мире...

08.07.2025

ФНС усиливает контроль за выплатой зарплат в конвертах. Кто в зоне риска

По данным судебной статистики, за последние 2 года выплаты зарплат в конвертах увеличились. Как на нарушения реагирует ФНС,...

07.07.2025

Сделано с заботой: о новой отчетной нагрузке

На сайте ФНС России опубликованы новые версии 30 документов, адресованных компаниям, включенным в систему налогового мониторинга....

07.07.2025

Налоговые НПА: обзор за 2 квартал 2025 г.

Наиболее важные нормативно-правовые акты, а также письма Минфина и ФНС, принятые в указанный период.