Некоторые российские предприниматели регистрируют товарные знаки впрок и владеют правами на обозначения для продуктов, которые их компании не производит. Возможно, некоторые организации и будут делать это в будущем, но, как правило, такое случается достаточно редко. Зато, подобная рачительность часто приводит к необходимости продать лишний товарный знак.
Почему владельцы продают товарные знаки
Причин может быть много. Иногда правообладатели делают это по собственному желанию, если:- направление бизнеса, для индивидуализации которого товарный знак регистрировался, перестал представлять интерес для его владельца. Например, так происходит в случае большой конкуренции, отсутствия желаемой прибыли, уменьшения спроса на товары/услуги, маркируемые товарным знаком;
- правообладатель планирует развивать новое направление, но для него имеющийся товарный знак не подходит. Например, компания зарегистрировала в Роспатенте этикетку, где размещен элемент, указывающий на вид продукта или конкретную сферу деятельности: молоко, минеральная вода, крем, стилизованное изображение колбы, фруктов или ягод, мороженого.
- в Роспатент поступила заявка на товарный знак. По мнению экспертизы, он является сходным до степени смешения с товарным знаком правообладателя с более ранним приоритетом. Заявитель обратился к правообладателю за письмом-согласием, однако тот не хочет представлять его бесплатно. В таком случае продажа товарного знака и получение денежного вознаграждения за него - приемлемый вариант;
- товарный знак просто надоел или, по мнению владельца, стал немодным, например из-за используемой цветовой гаммы, шрифта, архаичной композиции.
- Он длительное время используется по лицензии или договору коммерческой концессии другими компаниями, тогда как сам правообладатель нигде его не применяет. В результате потребители перестают ассоциировать товарный знак с его основным владельцем.
- Другая ситуация: компания не следит за качеством товаров/услуг, что может привести к потере репутации товарного знака, маркированных им продуктов, а в конечном итоге к потере репутации самого правообладателя. В таких случаях продажа товарного знака позволит избежать репутационных рисков – «сохранить лицо.
- Товарный знак на протяжении более трех лет с даты публикации сведений о его регистрации не используется правообладателем. Подобная ситуация несет риск досрочного прекращения действия товарного знака, если владелец не докажет, что он применяются его лицензиатом, другими третьим лицом (с разрешения правообладателя) либо им самим. Продажа товарного знака позволит, с одной стороны, не допустить прекращения действия товарного знака (полностью или частично), а с другой - получить некоторую компенсацию за отчуждаемое право.
- Правообладатель плохо контролировал качество товаров/услуг, производимых лицензиатами. В результате репутация продуктов испортилась. Соответственно, под угрозой оказался престиж товарного знака и его владельца.
- Правообладатель намерен продать весь свой бизнес. Но с ним неразрывно связан товарный знак, как это часто случается с общеизвестными брендами, например Smirnoff. В подобных ситуациях вместе с компанией необходимо продавать и товарный знак, чтобы не ввести потребителей в заблуждение и не нарушить закон.
Как законодательно регулируется отчуждение права на товарный знак
Вопросы отчуждения исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе исключительного права на товарный знак, регулируют несколько норм ГК РФ. Что из них следует?- Для договора об отчуждении обязательна письменная форма, несоблюдение которой влечет его недействительность (п. 2 ст. 1234).
- Отчуждение исключительного права на товарный знак подлежит государственной регистрации (п. 2 ст. 1232, п. 2 ст. 1234, п. 2 ст. 1490). Несоблюдение этого требования приведет к тому, что переход права к другому владельцу признают несостоявшимся (п. 6 ст. 1232).
- Исключительное право на товарный знак от правообладателя к приобретателю по договору об отчуждении переходит в момент государственной регистрации (п. 4 ст. 1234).
- Договор об отчуждении исключительного права должен быть возмездным: приобретатель обязуется уплатить правообладателю оговоренное вознаграждение, если договором не предусмотрено иное. Если размер вознаграждения или порядок его определения не указаны, то договор признают незаключенным (п. 3 ст. 1234).
- Выплата вознаграждения может быть предусмотрена в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме (п. 3 ст. 1234).
- В договоре установлены последствия существенного нарушения приобретателем обязанности по выплате вознаграждения:
- если исключительное право перешло к приобретателю, то прежний владелец товарного знака может потребовать в судебном порядке возместить свои убытки и перевести на себя исключительное право;
- если исключительное право не перешло к приобретателю, то правообладатель может отказаться от договора в одностороннем порядке и потребовать возмещения убытков, причиненных его расторжением. Договор прекращается по истечении тридцатидневного срока с момента получения приобретателем уведомления об отказе от договора, если в этот срок приобретатель не выплатил вознаграждение (п. 5 ст. 1234)
Что стоит учесть при подготовке к продаже товарного знака
- Как быстро нужно продать товарный знак
- Насколько потенциальные покупатели (лицензиаты, пользователи по договору коммерческой концессии, конкуренты) заинтересованы в его приобретении.
- Какова реальная стоимость товарного знака.
- Реальны ли репутационные риски и если да, то насколько.
- Не возникнет ли законодательно установленных препятствий для того, чтобы зарегистрировать отчуждение исключительного права на товарный знак в Роспатенте и, соответственно, продать его.
Что помешает продать товарный знак
Правообладатель должен учесть, что существует ряд ограничений, которые не позволят ему зарегистрировать отчуждение исключительного права на товарный знак, несмотря на верно оформленный договор, правильно оплаченную пошлину, заявление, оформленное в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.Закон указывает на недопустимость отчуждения исключительного права на товарный знак, если это может ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя (п. 2 ст. 1488). Что же приведет экспертизу Роспатента к такому мнению?
- У правообладателя есть серия товарных знаков, и продажа одного из них создаст ситуацию, когда у разных правообладателей окажутся сходные до степени смешения товарные знаки (за счет общего сильного элемента).
- Наличие у правообладателя фирменного наименования или коммерческого обозначения, которые полностью или частично входят в отчуждаемый товарный знак.
- У владельца товарного знака есть права на иные объекты интеллектуальной собственности или он является администратором доменного имени, которые входят в отчуждаемый товарный знак или совпадают с ним.
- Сохранение у правообладателя права на товарный знак в отношении товаров и услуг, однородных тем, в отношении которых товарный знак отчуждается.
- отчуждения приобретателю другого/других товарных знаков правообладателя, образующих серию;
- изменения фирменного наименования правообладателя, отказа от коммерческого обозначения или его продажи вместе с предприятием правообладателя
- отчуждения у прежнего владельца товарного знака других интеллектуальных прав, его отказа от доменного имени;
- отчуждения права в отношении всех однородных между собой товаров и услуг новому правообладателю.
Резюмируя сказанное выше, можно утверждать, что одного желания продать товарный знак недостаточно, во внимание должны быть приняты многие, перечисленные выше факторы. Зачастую их нужно учитывать в совокупности и при необходимости обращаться к специалистам в этой области.