Загрузка...
10.03.2025
3 мин. на чтение

Как миноритарию защитить себя: признание недействительными сделок по приобретению акций компании

В статье младшего юриста «Пепеляев Групп» Валерии Калинской рассматриваются последствия признания недействительными сделок по приобретению акций компании, с особым акцентом на правовые аспекты оспаривания решений общего собрания акционеров. Основное внимание уделяется тому, как нарушения в процессе голосования могут повлиять на права миноритарных акционеров и затруднить их участие в управлении компанией. выделяет механизмы восстановления нарушенных прав миноритариев, включая возможность возврата незаконно полученных дивидендов и другие меры по защите их интересов. Статья акцентирует внимание на необходимости эффективной охраны прав миноритарных акционеров в условиях корпоративных конфликтов и иных нарушений прав субъектов корпоративных правоотношений.

Распространенной ошибкой, выступающей предпосылкой для использования субъектами правоотношений различных способов защиты прав, является отсутствие выработанной в компании системы мер охраны корпоративных прав. Как итог, сторона корпоративного правоотношения обращается в суд за защитой нарушенного права.

Если под охраной корпоративных прав мы понимаем комплекс организационных мер превентивного характера, направленных на создание условий для недопущения нарушения корпоративных прав, то защита представляет собой меры, направленные на восстановление нарушенного права либо уменьшение негативных последствий такого нарушения.

К мерам охраны корпоративных прав можно отнести, в частности, следующие:
  • разработка локальных документов, определяющих особенности работы и взаимодействия между собой органов общества, а также иных подразделений в рамках органов управления компании (например, комитетов при совете директоров), в том числе подробный порядок взаимодействия указанных органов с акционерами;
  • внедрение фигуры корпоративного секретаря, обеспечивающего эффективную коммуникацию акционеров с обществом, его органами управления и контроля;
  • внедрение должности комплаенс-офицера с целью минимизации рисков нарушения законодательства и создания системы внутреннего контроля;
  • своевременное реагирование на корпоративные конфликты, в том числе посредством создания или взаимодействия с уже существующими третейскими судами, создания внутренних подразделений организации, обеспечивающих разрешение корпоративных конфликтов, в частности с участием миноритариев, разработки положения о корпоративных конфликтах и т. д.
Довольно часто вышеуказанные и многие иные меры охраны компания считает излишними ввиду отсутствия императивного законодательного регулирования в данной сфере, а также прямой необходимости в принятии мер на «мирном» этапе взаимодействия акционеров, когда конфликта еще нет либо он носит пассивный характер: стороны не предпринимают активных действий, но, например, уже задаются вопросом, почему дивиденды все еще не выплачены...

Действительно, на фоне не слишком масштабного бизнеса по меркам рынка может не быть практической необходимости в разветвленной системе факультативных органов общества, корпоративном секретаре или комплаенс-подразделении. Действующее законодательное регулирование в значительной мере диспозитивно в отношении непубличных обществ, что также влияет на особенности организации управления в большинстве российских компаний.

Большинство ООО и непубличных АО не создают внутренние положения об органах общества, не вводят фигуру корпоративного секретаря и не считают целесообразным создание подразделений, работа которых направлена на минимизацию условий для возникновения корпоративных конфликтов между участниками корпорации. Не выявив корпоративный конфликт на ранней стадии, компания подвергает риску не только мажоритарных акционеров, но и себя.

Например, в юридической литературе часто приводятся случаи, демонстрирующие, что акционер, даже имея ограниченное количество акций, способен создать значительные трудности для общества. Это может происходить через систематическое и последовательное предъявление требований о предоставлении информации (greenmail). Данный термин отражает концепцию чрезмерных письменных запросов со стороны акционера, что вынуждает общество выкупать акции миноритария. Термин «гринмэйл» указывает на практику «забрасывания» компании законными требованиями. Кроме того, информация, полученная акционером, может быть использована в ущерб интересам общества, к примеру, в контексте конкурентной борьбы.

Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Акционерное общество»


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

21.03.2025

Строительные споры в практике Верховного Суда РФ в 2024 году - 6 ключевых кейсов.

В видеоролике, Наталья Стенина, партнер, руководитель практики земельного права, недвижимости и строительства «Пепеляев Групп», расскажет о строительных спорах в ВС ...

Смотреть

21.04.2025

Восточная специфика: как юристы работают с китайскими проектами

Аналитики «Право.ru» изучили проекты российских юрфирм, реализованные в Китае, включая специальные административные округа....

21.04.2025

А если 150 раз по ₽10 млн? Прокуратура наказывает за дробление дивидендов

Ограничение дивидендов участникам из недружественных стран суммой10 млн рублей в месяц было воспринято как сигнал «много...

27.03.2025

Прийти, уйти, остаться

В последние годы число бизнесов, переносящих свою юрисдикцию в Россию, выросло почти втрое. Недавний кейс аэропорта Домодедово,...

25.03.2025

Рынок M&A продолжил спад в 2024 году

Прошлый год принес минимальное число сделок слияний и поглощений за 11 лет. Стоимость договоров по выходу иностранного бизнеса...