Загрузка...
10.03.2025
3 мин. на чтение

Как миноритарию защитить себя: признание недействительными сделок по приобретению акций компании

В статье младшего юриста «Пепеляев Групп» Валерии Калинской рассматриваются последствия признания недействительными сделок по приобретению акций компании, с особым акцентом на правовые аспекты оспаривания решений общего собрания акционеров. Основное внимание уделяется тому, как нарушения в процессе голосования могут повлиять на права миноритарных акционеров и затруднить их участие в управлении компанией. выделяет механизмы восстановления нарушенных прав миноритариев, включая возможность возврата незаконно полученных дивидендов и другие меры по защите их интересов. Статья акцентирует внимание на необходимости эффективной охраны прав миноритарных акционеров в условиях корпоративных конфликтов и иных нарушений прав субъектов корпоративных правоотношений.

Распространенной ошибкой, выступающей предпосылкой для использования субъектами правоотношений различных способов защиты прав, является отсутствие выработанной в компании системы мер охраны корпоративных прав. Как итог, сторона корпоративного правоотношения обращается в суд за защитой нарушенного права.

Если под охраной корпоративных прав мы понимаем комплекс организационных мер превентивного характера, направленных на создание условий для недопущения нарушения корпоративных прав, то защита представляет собой меры, направленные на восстановление нарушенного права либо уменьшение негативных последствий такого нарушения.

К мерам охраны корпоративных прав можно отнести, в частности, следующие:
  • разработка локальных документов, определяющих особенности работы и взаимодействия между собой органов общества, а также иных подразделений в рамках органов управления компании (например, комитетов при совете директоров), в том числе подробный порядок взаимодействия указанных органов с акционерами;
  • внедрение фигуры корпоративного секретаря, обеспечивающего эффективную коммуникацию акционеров с обществом, его органами управления и контроля;
  • внедрение должности комплаенс-офицера с целью минимизации рисков нарушения законодательства и создания системы внутреннего контроля;
  • своевременное реагирование на корпоративные конфликты, в том числе посредством создания или взаимодействия с уже существующими третейскими судами, создания внутренних подразделений организации, обеспечивающих разрешение корпоративных конфликтов, в частности с участием миноритариев, разработки положения о корпоративных конфликтах и т. д.
Довольно часто вышеуказанные и многие иные меры охраны компания считает излишними ввиду отсутствия императивного законодательного регулирования в данной сфере, а также прямой необходимости в принятии мер на «мирном» этапе взаимодействия акционеров, когда конфликта еще нет либо он носит пассивный характер: стороны не предпринимают активных действий, но, например, уже задаются вопросом, почему дивиденды все еще не выплачены...

Действительно, на фоне не слишком масштабного бизнеса по меркам рынка может не быть практической необходимости в разветвленной системе факультативных органов общества, корпоративном секретаре или комплаенс-подразделении. Действующее законодательное регулирование в значительной мере диспозитивно в отношении непубличных обществ, что также влияет на особенности организации управления в большинстве российских компаний.

Большинство ООО и непубличных АО не создают внутренние положения об органах общества, не вводят фигуру корпоративного секретаря и не считают целесообразным создание подразделений, работа которых направлена на минимизацию условий для возникновения корпоративных конфликтов между участниками корпорации. Не выявив корпоративный конфликт на ранней стадии, компания подвергает риску не только мажоритарных акционеров, но и себя.

Например, в юридической литературе часто приводятся случаи, демонстрирующие, что акционер, даже имея ограниченное количество акций, способен создать значительные трудности для общества. Это может происходить через систематическое и последовательное предъявление требований о предоставлении информации (greenmail). Данный термин отражает концепцию чрезмерных письменных запросов со стороны акционера, что вынуждает общество выкупать акции миноритария. Термин «гринмэйл» указывает на практику «забрасывания» компании законными требованиями. Кроме того, информация, полученная акционером, может быть использована в ущерб интересам общества, к примеру, в контексте конкурентной борьбы.

Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Акционерное общество»


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

26.05.2025

Прокурор в банкротстве – страшная сила. Юлия Литовцева.

В выпуске «Банкротство: Must see» Юлия Литовцева, партнер и руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп», рассказывает о растущей рол...

Смотреть

02.06.2025

Оспаривание решений в ООО: актуальная судебная практика

О наиболее распространенных способах защиты права на участие в управлении обществом с ограниченной ответственностью...

28.05.2025

Новая надежда: на чем может вырасти рынок M&A

Старший партнер, руководитель офиса «Пепеляев Групп» в Санкт-Петербурге Сергей Спасеннов указывает на новый тренд...

21.05.2025

Исключение участников и взыскание убытков: тренды в корпоративных спорах

Количество корпоративных споров сократилось, но они стали сложнее и чаще попадают в Верховный суд. Кроме того, клиенты стали...

01.05.2025

Привлечение к ответственности теневых директоров

Помимо формальных членов органов управления хозяйственного общества, субъектами ответственности могут выступать так называемые...