Начиная с прошлого года вновь активно обсуждается реформа законодательного регулирования специального права государства на вмешательство в управление акционерными обществами, более известного под своим вторым названием — золотая акция. Этот институт имеет относительно давнюю историю в российском праве, ему уже более 30 лет, и он неоднократно претерпевал изменения на протяжении этого периода. В основном развитие свелось к тому, что из института переходного, относящегося к периоду массовой приватизации, золотая акция постепенно превратилась в ординарное явление.
Последней инициативой по изменению закона в этой сфере стал проект федерального закона № 1213301-7 «О внесении изменений в статью 38 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — законопроект), принятый в первом чтении еще в ноябре 2021 года.
Законопроектом предлагается дополнить перечень оснований установления золотой акции ситуациями, когда государство производит отчуждение принадлежащего ему пакета акций в акционерном обществе, снижая уровень участия в уставном капитале до 25% или ниже. Тем самым государство хочет закрепить за собой привилегированные возможности, которые дарует так называемая золотая акция, даже после полного отчуждения всех акций общества. Иными словами, дискуссия вновь идет в направлении расширения сферы применения золотых акций.
В целом особое регулирование участия государства в управлении наиболее важными для национальных интересов экономическими субъектами не является чем-то необычным в мировой практике. Так, за рубежом такое право часто используется в компаниях, относящихся к критически важной инфраструктуре (энергетической, транспортной, связи) либо к военной промышленности. Соответственно, чтобы не допустить размывания активов таких компаний, утечки технологий, перехода контроля над ними к иностранцам, зарубежным законодательством предусмотрены разнообразные механизмы.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Вестник экономического правосудия»