Загрузка...
29.11.2012
2 мин. на чтение

Итоги: Усиление ФАС — ошибка

Сейчас активно обсуждается разрабатываемая ФАС России «дорожная карта» — документ, представляющий собой программу мероприятий по развитию конкуренции на 2013-2018 гг. «Дорожная карта» предусматривает повышение административной, функциональной и финансовой независимости ФАС России, фактически обозначающее передачу ведомству функции по выработке антимонопольной политики России. Чем грозит наделение ФАС дополнительными полномочиями и повысит ли оно эффективность антимонопольной политики?

В системе органов исполнительной власти в России выделяются министерства и федеральные службы/агентства, занимающиеся выработкой государственной политики и разработкой подзаконных актов, и службы и агентства, контролирующие соблюдение законодательства в определенной сфере. Подобное разделение функций вызвано конституционной необходимостью разграничения нормотворческих и исполнительно-распорядительных и контрольных функций.

Едва ли не единственное исключение из этого правила представляет собой ФАС России, на которую возложены практически все функции государственного управления. Ведомство создает нормативную базу путем издания подзаконных актов в сфере антимонопольного регулирования, осуществляет контроль за соблюдением им же установленных норм, а также применяет меры государственного принуждения, в том числе привлекает к административной ответственности, т. е. часто оказывается «судьей в собственном деле». Эта существенная сама по себе проблема усугубляется двумя дополнительными обстоятельствами.

Во-первых, антимонопольному законодательству присуща уникальная для российской правовой системы структура: в подавляющем большинстве случаев под запрет подпадает не само действие, а эффект, к которому действие может привести. Это существенным образом повышает значимость разъясняющих закон подзаконных актов: для того чтобы понять, какие действия запрещены, компания должна не только и не столько ознакомиться с нормой закона, сколько изучить инструкции, разъяснения, методические рекомендации ФАС России.

Во-вторых, ответственность за нарушения антимонопольного законодательства является беспрецедентной. Оборотные штрафы могут достигать 15% от годового оборота компании-нарушителя, менеджерский состав такой компании может быть подвергнут уголовному наказанию. При этом и установление факта нарушения, и привлечение к административной ответственности является вотчиной ФАС России.

В сложившейся ситуации наделение ФАС России дополнительными полномочиями приведет к окончательной изоляции ведомства, делая его «государством в государстве».
Не следует забывать, что антимонопольная политика является частью общей социально-экономической политики государства, она должна осуществляться последовательно и быть синхронизирована с осуществлением иного государственного регулирования в социально-экономической сфере: налогового, таможенного, гражданско-правового, административного, уголовного, отраслевого. Силами ФАС России данная задача разрешена быть не может.
В этом смысле остается признать, что набирающий обороты курс на дальнейшее расширение полномочий ФАС России является скорее ошибкой, чем достижением.

Оксана Мигитко

Окончила магистратуру юридического факультета Университета Амстердама (2007г.), бакалавриат и магистратуру юридического факультета СПбГУ (2001 и 2003гг.). С 2000 по 2005г. – юрисконсульт на крупных предприятиях. С 5.02.2008г. по 23.10.2009г. – ведущий консультант в «Делойт и Туш Риджинал консалтинг сервисис лимитед». Со 2.11.2009г. по 1.06.2010г. – старший юрист в «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», потом – ведущий, старший юрист ООО «Пепеляев групп». 




Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

21.03.2025

Как подать отчетность по РОП по новым правилам в 2025 г. Расширенная ответственность производителя

В данном видеоролике, Наталья Стенина, партнер, руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о порядке подачи отчетности по расширенной ответственности п...

Смотреть

28.04.2025

Новые дела ВС: роялти в таможенной цене и компенсация морального вреда

В Экономколлегии назначен спор, который касается вопроса включения роялти в таможенную цену товара. Решение ВС по этому ...

28.04.2025

Агитация за счастье: в чем проблема новой системы налогового мониторинга

К началу 2025 года, по данным Аналитического портала ФНС, к системе налогового мониторинга было подключено 768 российских...

27.04.2025

Какие налоговые изменения обернутся проблемами в бизнесе

В 2025 предприниматели региона встретились с рядом серьезных налоговых нововведений. Какие из них серьезнее всего повлияют...

24.04.2025

Субсидия, выплаченная в качестве компенсации ущерба, не подлежит включению в состав доходов по УСН

18 апреля Верховный Суд вынес Определение № 310-ЭС24-23706 по делу № А09-12215/2023, в котором разъяснил, подлежит ли включению...