Загрузка...
29.11.2012
2 мин. на чтение

Итоги: Усиление ФАС — ошибка

Сейчас активно обсуждается разрабатываемая ФАС России «дорожная карта» — документ, представляющий собой программу мероприятий по развитию конкуренции на 2013-2018 гг. «Дорожная карта» предусматривает повышение административной, функциональной и финансовой независимости ФАС России, фактически обозначающее передачу ведомству функции по выработке антимонопольной политики России. Чем грозит наделение ФАС дополнительными полномочиями и повысит ли оно эффективность антимонопольной политики?

В системе органов исполнительной власти в России выделяются министерства и федеральные службы/агентства, занимающиеся выработкой государственной политики и разработкой подзаконных актов, и службы и агентства, контролирующие соблюдение законодательства в определенной сфере. Подобное разделение функций вызвано конституционной необходимостью разграничения нормотворческих и исполнительно-распорядительных и контрольных функций.

Едва ли не единственное исключение из этого правила представляет собой ФАС России, на которую возложены практически все функции государственного управления. Ведомство создает нормативную базу путем издания подзаконных актов в сфере антимонопольного регулирования, осуществляет контроль за соблюдением им же установленных норм, а также применяет меры государственного принуждения, в том числе привлекает к административной ответственности, т. е. часто оказывается «судьей в собственном деле». Эта существенная сама по себе проблема усугубляется двумя дополнительными обстоятельствами.

Во-первых, антимонопольному законодательству присуща уникальная для российской правовой системы структура: в подавляющем большинстве случаев под запрет подпадает не само действие, а эффект, к которому действие может привести. Это существенным образом повышает значимость разъясняющих закон подзаконных актов: для того чтобы понять, какие действия запрещены, компания должна не только и не столько ознакомиться с нормой закона, сколько изучить инструкции, разъяснения, методические рекомендации ФАС России.

Во-вторых, ответственность за нарушения антимонопольного законодательства является беспрецедентной. Оборотные штрафы могут достигать 15% от годового оборота компании-нарушителя, менеджерский состав такой компании может быть подвергнут уголовному наказанию. При этом и установление факта нарушения, и привлечение к административной ответственности является вотчиной ФАС России.

В сложившейся ситуации наделение ФАС России дополнительными полномочиями приведет к окончательной изоляции ведомства, делая его «государством в государстве».
Не следует забывать, что антимонопольная политика является частью общей социально-экономической политики государства, она должна осуществляться последовательно и быть синхронизирована с осуществлением иного государственного регулирования в социально-экономической сфере: налогового, таможенного, гражданско-правового, административного, уголовного, отраслевого. Силами ФАС России данная задача разрешена быть не может.
В этом смысле остается признать, что набирающий обороты курс на дальнейшее расширение полномочий ФАС России является скорее ошибкой, чем достижением.

Оксана Мигитко

Окончила магистратуру юридического факультета Университета Амстердама (2007г.), бакалавриат и магистратуру юридического факультета СПбГУ (2001 и 2003гг.). С 2000 по 2005г. – юрисконсульт на крупных предприятиях. С 5.02.2008г. по 23.10.2009г. – ведущий консультант в «Делойт и Туш Риджинал консалтинг сервисис лимитед». Со 2.11.2009г. по 1.06.2010г. – старший юрист в «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», потом – ведущий, старший юрист ООО «Пепеляев групп». 




Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

24.06.2021

Предпроверочные мероприятия налогового контроля: за и против, 2 часть

Ксения Литвинова, Сергей Савсерис и Антон Никифоров обсудили практические аспекты и механизмы побудительных мероприятий.

Смотреть

22.03.2023

Сроки проверки, сроки давности для взыскания и другие проблемы правоприменения

В данной статье автор, руководитель представительства «Пепеляев Групп» в Республике Татарстан Айдар Султанов продолжает ...

22.03.2023

Не все расходы на прием представителей считают представительскими

Налоговики решили, что расходы компании на прием партнеров не относятся к представительским. Победный аргумент – у компании...

21.03.2023

Юристы прогнозируют новые уголовные дела против блогеров

В марте 2023 года следователи заподозрили двух блогеров в уклонении от уплаты обязательных платежей с помощью упрощенного...

21.03.2023

Закон о новых правилах утилизации упаковки производителем могут принять уже в этом году

Законопроект, который обяжет производителей упаковки утилизировать свою продукцию или платить экосбор, готовится к внесению...