Российский бизнес в 2020 году был вынужден адаптироваться к новым, "ковидным" реалиям. Спустя две недели после того как Всемирная организация здравоохранения объявила, что распространение коронавирусной инфекции COVID-19 в мире приобрело характер пандемии, с 30 марта 2020 года, в России начался период нерабочих дней с сохранением заработной платы, который пролился до 11 мая. Во многих регионах власти до июня приостановили работу части предприятий, например общественного питания, многих магазинов, парикмахерских, салонов красоты и т.д. А после смягчения ограничений бизнесменам пришлось адаптироваться к новым правилам: обеспечению "масочно-перчаточного" режима, "социальной дистанции" в 1,5-2 метра между клиентами и т.д. Все эти меры неизбежно ухудшали финансовое положение бизнеса, и его части государство решило помочь путем ряда мораторных мер. Это были запрет на возбуждение процедуры банкротства по инициативе внешних кредиторов, приостановление исполнительных производств по старым долгам и прекращение начисления на них неустоек. Но сконструирована эта мера поддержки оказалась так, что отчасти оказалась не нужна, а отчасти - вредна. И в среднесрочной перспективе она может не дать серьезного эффекта: после завершения моратория эксперты не исключают "девятого вала" банкротств.
"Защита от субординации может стимулировать контролирующих лиц бороться за свой бизнес и повышает шансы не только самих компаний на выживание, но и усиливает защиту их кредиторов, - считает партнер юрфирмы "Пепеляев групп" Юлия Литовцева. - Очевидно, что одного только режима моратория совершенно недостаточно для оздоровления компании. Чаще всего необходимы дополнительные вложения".